Банковская система


3. Способствует развитию финансового рынка.
4. Разрабатывает предложения по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и по источникам погашения.
5. Организует сбор, подготовку и обработку информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации, а также составляет проект федерального бюджета.
6. Обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.
7. Осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производственной и социально-культурной сфер.
В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает все большее значение. Поскольку большинство процессов перераспределения и накопления осуществляется посредством перетока финансовых ресурсов, контроль и наблюдение за деятельностью по аккумулированию, перераспределению и использованию денежных фондов играют все большую роль. В результате появился целый ряд специальных органов, занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства, которые либо являются подразделениями, либо подчиняются Министерству финансов РФ.
Такими специальными органами являются:

  • счетная палата постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Основная задача организация и контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета;
  • казначейство следит за исполнением бюджета и осуществлением эффективного управления доходами и расходами, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов.

Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба. Она входит в систему центральных органов государственного управления РФ.
Для усиления роли государства при осуществлении контроля, за соблюдением законности в области финансовой деятельности образована налоговая полиция, одной из основных задач которой является предупреждение коррупции в области финансовой деятельности.
Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения Главным кредитным учреждением страны является Центральный банк Российской Федерации, который осуществляет руководство в области кредитно-денежных отношений и контролирует всю сеть кредитных органов. Кредитная система позволяет сформировать рынок ссудного капитала посредством аккумуляции финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.

Она характеризуется совокупностью банковских и иных финансово-кредитных учреждений. Соответственно образуются два основных звена кредитной системы: банковские и парабанковские учреждения.
Банковская система представлена учреждениями банковского типа. Это ключевое звено кредитной системы, в котором концентрируется основная масса кредитных и финансовых операций.
Банковская система состоит из двух уровней. Первый уровень  Центральный банк, второй уровень специализированные и коммерческие банки.
Главная задача Центрального банка, торгующего деньгами как товаром только среди банков и не вступающего непосредственно в отношения с отдельными хозяйствующими субъектами, состоит в управлении эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы.
В этой связи к функциям Центрального банка относятся:

  • разрабатывать и проводить непосредственно с Правительством РФ единую государственную денежно-кредитную политику, основанную на защите и устойчивости национальной валюты;
  • осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение. Выступать последним кредитором для кредитных учреждений, организовывать систему рефинансирования;
  • устанавливать правила расчетов, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;


  • проводить государственную регистрацию кредитных учреждений;
  • выдавать и отзывать лицензии кредитных учреждений, занимающихся их аудитом;
  • регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитными учреждениями;
  • осуществлять валютное регулирование и контроль.

Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковский учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие банки.


В функции коммерческих банков входит:

  • аккумулирование временно свободных денежных средств;
  • кредитование юридических и физических лиц;
  • комплексное кредитно-расчетное обслуживание хозяйствующих субъектов;
  • учет векселей и операций с ними;
  • хранение финансовых и материальных ценностей;
  • доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции) и т.д.

Специализированные банки (инновационные, инвестиционные, ипотечные и т.д.) специализируются на отдельных видах банковских услуг.
Парабанковская система представлена специализированными кредитно-финансовыми институтами (СКФИ) и почтово-сберегательными институтами.
Специализированные кредитно-финансовые институты обычно ориентируются либо на обслуживание определенных типов хозяйствующих субъектов, либо на осуществление одного-двух видов услуг.
Инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд.
Почтово-сберегательные учреждения являются одним из важнейших и старейших элементов кредитной системы. Через почтовые отделения они аккумулируют вклады населения, осуществляют кредитно-расчетное обслуживание населения.
1.3. Источники финансовой информации Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях Одним из источников исходных данных, является материалы коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов предприятий, корпораций и др. Рассмотрим процесс формирования финансовой информации на уровне корпорации.
Необходимость совершенствования системы учета и отчетности корпоративных объединений естественным образом вытекает из экономической сущности объединения хозяйственных обществ. Практическое отсутствие отечественного опыта по составлению и ведению единой финансово-экономической отчетности в интегрированных структурах указывает на то, что перед этими структурами поставлена принципиально новая задача. В мировой практике такого рода отчетность называется консолидированной.
В российских условиях, при использовании понятий консолидированного учета и отчетности, можно исходить из того, что речь идет об интеграции показателей деятельности хозяйствующих субъектов, содержащихся в:

  • балансе;
  • отчете о прибылях и убытках;
  • отчете о движении фондов.

Необходимость в консолидированной отчетности появляется тогда, когда в реальной экономической жизни начинают создаваться структуры, например, корпорации, которые связаны взаимным участием в капитале друг друга либо иным образом. Объекты для консолидированной отчетности возникают по самым разным причинам. Акционерные общества или товарищества приобретают другие хозяйственные общества с целью расширения сферы своей деятельности или получения доходов от инвестиций, устранения конкурентов или же приобретения крупного пакета акций другого общества, чтобы установить контроль над ним или наладить более тесные официальные отношения взаимного сотрудничества.
Наличие консолидированной отчетности корпорации позволяет повысить финансовую и социально-экономическую управляемость им, иметь объективную картину деятельности объединения в целом и каждого его участника в частности, осуществлять инвестирование средств в действительно перспективные направления развития экономики.
Сущность консолидированной отчетности корпорации заключается в том, что:
а) она не является отчетностью юридически самостоятельного хозяйствующего субъекта и имеет явно выраженную аналитическую направленность. Цель такой отчетности заключается не в выявлении налогооблагаемой прибыли, а в получении общего представления о деятельности хозяйствующих субъектов в рамках объединения, группы;
б) процесс консолидации это не простое суммирование одноименных статей финансовой отчетности хозяйствующих субъектов корпорации. В процессе консолидации исключаются любые внутригрупповые финансово-хозяйственные операции, и в консолидированной отчетности показываются лишь активы и пассивы, доходы и расходы от операций с третьими лицами.
Как показывают исследования, информация финансово-экономического характера о результатах работы корпорации в целом необходима для:

  • внешних органов управления в целях определения роли и места корпорации в экономическом развитии государства и региона, в частности; выявления степени совпадения интересов федеральных, местных органов управления и корпорации в реализации экономических программ развития, декларированных корпорацией в момент ее регистрации, т. е. является ли данная корпорация инструментом развития промышленного производства в условиях структурной перестройки экономики государства или направленность ее деятельности подлежит изменению;
  • внутреннего потребления корпорацией в целях выработки общей эффективной корпоративной стратегии развития и деятельности, повышения управляемости ее участниками, проведения участниками корпорации единой, скоординированной финансово-экономической и социальной политики;
  • информирования широкой общественности, существующих и потенциальных инвесторов о деятельности данной корпорации, позволяющей им судить о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами, а также о хозяйственных ресурсах корпорации, ее обязательствах, составе средств и источников, причинах их изменений.

Таким образом, консолидированная финансовая отчетность содержит информацию, характеризующую группу хозяйствующих субъектов, действующих в рамках единой экономической стратегии и участвующих (в той или иной мере) в капитале друг друга.



Содержание раздела