Транспорт и экономические связи.


В составе АПК отраслью специализации является рыбная промышленность, свыше 78% продукции которой вывозится в другие районы. Главные центры рыбной промышленности - Мурманск, Архангельск - специализируются на океаническом лове рыбы. Создан также крупный рыбокомбинат в Беломорске. Кроме того, в районе имеются многочисленные рыбные и рыбоконсервные заводы. Установление прибрежной государственной 200-мильной зоны очень усложнило условия для деятельности рыболовного флота предприятий рыбной промышленности. Вместе с сокращением улова наблюдается ухудшение его видового состава.

Поэтому намечается тенденция более глубокой переработки рыбы. В дальнейшем развитие рыбной промышленности будет ориентировано на максимально комплексное использование рыбного сырья. Важнейшим направлением остаются рациональное использование сырьевой базы Баренцева и Белого морей, а также внутренних водоемов, развитие промысла во вновь осваиваемых районах улова.
Район отличается невысоким уровнем распаханности территории; в силу природно-климатических условий сельскохозяйственные угодья составляют только 21% общей земельной площади района. Сельское хозяйство специализируется в основном на животноводстве, в частности на молочном и мясном скотоводстве и оленеводстве, а также на свиноводстве и птицеводстве. Особое место занимает оленеводство.

В районе сосредоточено около 17% оленьего поголовья страны. Решающее значение для развития оленеводства имеет рациональное использование оленьих пастбищ, которые занимают 21,4% общей площади земель района. Оленеводческие хозяйства играют важную роль в снабжении населения промышленных центров Севера мясом, продукция оленеводства служит ценным сырьем для легкой промышленности, а также поступает на экспорт.

Оленеводство развито в Архангельской, Мурманской областях и Республике Коми.
Основными районами-производителями продукции растениеводства остаются Архангельская и Вологодская области, где выращиваются кормовые и зерновые культуры, лен, картофель, овощи.
Улучшение продовольственного обеспечения населения связано с развитием аграрных отношений в условиях рынка, возрастанием значимости индивидуальных крестьянских, личных и подсобных хозяйств, а также с развитием общественного сектора.
Транспорт и экономические связи. Транспортная система Северного экономического района включает все виды современного транспорта.
Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится основная часть грузооборота. В последние годы все большее развитие получает трубопроводный транспорт.
Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, который состоит из трех главных магистралей: Волхов - Петрозаводск - Мурманск, Вологда - Архангельск, Коноша - Котлас - Воркута. В южной части района в пределах Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги Санкт-Петербург - Череповец - Вологда, в крайней западной части района - линия Санкт-Петербург - Сортавала - Юшкозеро. Созданная сеть железных дорог связывает регион со всеми районами страны.
Важную роль играет в межрайонных связях трубопроводный транспорт. Из Тимано-Печорского ТПК берет свое начало газопровод "Сияние Севера". Часть газопроводов Западной Сибири проложены по территории Северного района, например Уренгой - Надым - Вуктыл - Центр.
Широко используются водные виды транспорта - речной и морской. Внутренними естественными путями через систему каналов обеспечивается перевозка грузов, топлива, машин, стройматериалов. Морской транспорт играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей страны.

По морям, омывающим территорию района, проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. Этой трассой из Норильска в Мурманск доставляется сырье для перерабатывающих предприятий района, на запад вывозят главным образом на экспорт лес. Незамерзающий порт Мурманск - крупнейшая рыбная база страны.
Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей. Из района вывозятся значительные объемы различных грузов: нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона.


В район ввозятся в основном продукты питания, корма, потребительские товары, металл, машины и оборудование, стройматериалы.
 
Территориальная организация хозяйства
 
 
Для территориальной организации региона характерно формирование двух подрайонов, отличающихся своеобразием производственных комплексов и внутрирайонных проблем: Карело-Мурманского и Двино-Печорского.
 


Карело-Мурманский подрайон, включающий Мурманскую область и Карелию с наименее суровыми природными условиями, протянулся вдоль мощной меридиональной транспортной оси (железнодорожная и шоссейная магистраль) Санкт-Петербург - Мурманск, дополненной на юге Беломорско-Балтийским водным путем.
Мурманская область является ведущим социально-экономическим комплексом Северного экономического района. Ее можно считать наиболее хозяйственно развитым и обжитым районом Крайнего Севера. Природно-экономический потенциал области определяется в первую очередь морскими биологическими, в частности рыбными ресурсами, а также крупными запасами руд цветных, редких и черных металлов, горно-металлургического и неметаллорудного сырья.
Уникальные по масштабам и качеству апатитонефелиновые руды Хибинского и Ковдорского массивов определили ведущее значение Мурманской области в общероссийском производстве фосфатного сырья и в получении нефелина - ценного сырья для производства алюминия.
Приоритетным направлением хозяйства области являются промышленность и прежде всего горнодобывающая, рыбная и электроэнергетика.
Республика Карелия является развитым индустриальным районом страны. Здесь представлены горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, лесоперерабатывающая промышленность, машиностроение, цветная металлургия. Важную роль в хозяйстве республики играют рыбная промышленность и производство строительных материалов, получила развитие гидроэлектроэнергетика. Крупнейшим промышленным центром, является Петрозаводск, где производятся оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, тракторы, суда и т.д.

Кондопожский и Сегежский промышленные узлы специализируются на продукции целлюлозно-бумажной промышленности, деревообработке, стандартном домостроении и машиностроении. Получают развитие производство оборудования для лесной и бумажной промышленности, лесохимии, производство строительных материалов, а также рыбоконсервная и судостроительная промышленность. Большое значение имеет ввод в действие на территории республики Костомукшского горно-обогатительного комбината.

Сельское хозяйство специализируется на животноводстве молочно-мясного направления, птицеводстве, пригородном картофелеводстве и овощеводстве.
Двино-Печорский подрайон занимает большую по размеру, но слабо и неравномерно заселенную территорию Северного района. В его состав входят Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Вологодская область.
В Республике Коми развиты угольная, нефтяная, газовая, лесная, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность. Разрабатываются месторождения титановых руд, бокситов, каменных и калийно-магниевых солей. Создан крупный Сыктывкарский лесопромышленный комплекс. Ведущими отраслями сельского хозяйства являются оленеводство, молочное животноводство.

В бассейнах рек Вычегды и Сысолы на юге республики выращиваются рожь, овес, ячмень, овощи и картофель.
Архангельская область - одна из наиболее развитых в хозяйственном отношении среди регионов Северного экономического района - занимает особое место в обеспечении России и района продукцией лесного и машиностроительного комплексов. Ведущие отрасли специализации - лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение. Немаловажное значение имеют также рыбная промышленность и промышленность строительных материалов.

В последние годы на территории Ненецкого автономного округа широкое развитие получили нефте- и газодобыча.
Центральное место в агропромышленном комплексе области принадлежит сельскому хозяйству. В структуре АПК основной отраслью является животноводство: молочно-мясное скотоводство и оленеводство. На долю области приходится 46% общего поголовья оленей европейского Севера.
Ненецкий автономный округ был образован 15 июля 1929 г. В последние годы на его территории получили широкое развитие нефте- и газодобыча. Наряду с традиционной отраслью - рыбной промышленностью - развита топливная. Сельское хозяйство представлено главным образом оленеводством, развито клеточное звероводство.
В Вологодской области сформировался межотраслевой производственный комплекс, в структуре которого наиболее важное место занимают металлургическая, химическая, машиностроительная, лесная, строительная промышленность. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции области принадлежит металлургическому комплексу. Такие его предприятия, как Череповецкий металлургический комбинат и Череповецкий сталепрокатный завод, являются одними из самых крупных предприятий черной металлургии страны.



Содержание раздела