Перспективы развития черной и цветной металлургии


Высокоразвитой отраслью цветной металлургии Сибири и Дальнего Востока является оловянная промышленность, имеющая некоторые особенности: во-первых, предприятия по обогащению и подготовке к переделу руд размещаются в местах добычи сырья, так как содержание полезного компонента в рудах очень малое, велик объем вскрышных пород при добыче сырья, содержание же олова в концентрате требуется весьма высоким (40-70%); во-вторых, предприятия металлургического передела размещаются в районах с большим потреблением готовой продукции, а также на пути транспортировки концентратов, что связано с их высокой транспортабельностью. Основные районы производства олова: Восточная Сибирь и Дальний Восток (Шерловогорский, Хрустальненский, Солнечный, Эсе-Хайский, Депутатский горно-обогатительные комбинаты).
Крупным центром металлургии является Норильский горно-металлургический комбинат, где не только наращиваются объемы производства, но и все полнее и комплекснее используется сырье. Здесь производятся никель, кобальт, платина, медь и другая продукция, получаемая в результате использования вторичного сырья.
 
Перспективы развития черной и цветной металлургии
 
 
В условиях становления и развития рыночных отношений Правительством РФ разработана концепция акционирования и приватизации предприятий металлургической промышленности, которая в качестве условий приватизации выдвинула ряд важнейших задач:
 
1. Сохранение оптимальных технологических связей, позволяющих эффективно использовать имеющийся в металлургическом комплексе производственный потенциал.
2. Создание и развитие конкурентной среды.
3. Привлечение финансовых средств для технического перевооружения предприятий.
В процессе реализации этих задач все предприятия металлургической промышленности (вне зависимости от масштабов производства и численности персонала) должны быть отнесены к федеральной собственности и преобразованы в акционерные общества Как объекты федеральной собственности. Закрепленные в собственность федеральных органов пакеты акций будут использованы для проведения единой государственной политики, направленной на формирование сбалансированности рыночного металлургического комплекса, на стабилизацию производства и создание условий для ускоренной интеграции в мировую экономику.
Обязательное государственное регулирование и непосредственное участие государства в деятельности металлургической промышленности подтверждается опытом развитых промышленных стран, где третья часть выпускаемой в этих странах стали производится компаниями, находящимися в государственной собственности.
Необходимо решить проблему взаимодействия технологически связанных между собой предприятий, начиная от горнодобывающих и кончая четвертым переделом. Такое взаимодействие, соответствующее характеру рыночных отношений, может быть обеспечено созданием холдинговых структур и приобретением акций взаимозаинтересованными предприятиями, вне зависимости от доли федеральной собственности в их акционерном капитале.
В настоящее время созданы и формируются различные холдинговые структуры в металлургическом комплексе России. Так, по инициативе Свердловской области создана холдинговая компания "Уралалюминвест", объединившая акционерный капитал Уральского алюминиевого, Полевского криолитового, Каменск-Уральского металлургического заводов, Михайловского завода по обработке цветных металлов, объединения "Севуралбокситруда" и института "Уралгипромез". Инвестиционная холдинговая компания создается по согласованию с трудовыми коллективами предприятий, представляющих полный технологический цикл переработки алюминия - от добычи сырья до выпуска конечной продукции высокой степени переработки (прокат, фольга, товары народного потребления).
Компания будет содействовать кооперации предприятий для осуществления ими согласованной инвестиционной политики, получения прибыли и ее инвестирования в названные предприятия для поддержания выбывающих мощностей, обеспечения комплексного использования сырья, вторичных ресурсов и отходов производства, внедрения ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, реконструкции действующих технологических комплексов, организации выпуска продукции, конкурентоспособности на зарубежном рынке, улучшения условий труда и оздоровления окружающей среды в районах размещения предприятий.


Другая форма акционирования металлургических предприятий - создание межгосударственных компаний (МК). В настоящее время МК создаются в черной металлургии, в алюминиевой, титано-магниевой и редкоземельной промышленности, а также по добыче хромовых и марганцевых руд и производству ферросплавов.
Создание межгосударственных компаний в металлургической промышленности должно способствовать выходу из кризиса и обеспечить общий внутренний рынок отдельными дефицитными видами металлопродукции и сократить импорт их из третьих стран, а также успешно конкурировать на внешних рынках металлопродукции.
Формирование межгосударственных компаний поможет решить проблему организационно-экономической интеграции предприятий и восстановления хозяйственных связей, причем вне зависимости от формы собственности.
В настоящее время на базе совместного использования железных руд и коксующихся углей Казахстана с участием Соколовско-Сарбайского и Лисаковского ГОКов, ПО "Караганда-уголь", АО "Магнитогорский металлургический комбинат" и Карагандинского меткомбината создана компания в виде консорциума для совместного развития угольной и железорудной базы с покрытием финансовых вложений за счет экспорта дополнительной металлопродукции.
Возможны компании картельного типа по производству и торговле отдельными видами металлопродукции предприятий, входящих в картель.
Таким образом, создание холдинговых и межгосударственных компаний различного типа является одним из реальных направлений стабилизации и развития металлургического комплекса России.
Комитетом Российской Федерации по металлургии разработаны предложения по развитию сырьевой базы черной металлургии на период 1993-2000 гг. и Федеральная программа "Развитие рудной базы цветной металлургии". В них предусматриваются техническое перевооружение действующих горнодобывающих предприятий, строительство объектов по вскрытию и подготовке новых участков для поддержания мощности действующих предприятий, завершение строительства ранее начатых объектов исходя из возможностей их реального осуществления.
Однако хронический недостаток капиталовложений, постоянные недопоставки современного горно-транспортного, обогатительного и металлургического оборудования, отсутствие многих его видов в России обостряют проблему реконструкции, технического перевооружения и модернизации металлургического производства. В настоящее время металлургический комплекс находится в тяжелом техническом состоянии: производственные фонды изношены на 40-50%, а в отдельных случаях и на 70%. В то же время отрасли металлургического комплекса обеспечивают народное хозяйство конструкционными материалами на 92%.
Учитывая нынешние условия рыночных отношений, горнорудные предприятия смогут обеспечить финансирование капитального строительства из собственных средств на уровне 50- 65%. Остальные затраты должны покрываться в результате привлечения средств потребителей, коммерческих структур, иностранных инвесторов, средств отраслевого внебюджетного инвестиционного фонда, а также частично за счет государственных средств. Расчеты ученых показывают, что новые мощности в металлургии следует вводить в пользу конверторного производства.

Следовательно, в ближайшие 15-20 лет при выводе из эксплуатации мартеновских печей и цехов необходимо преимущественное развитие кислородно-конверторного процесса. При этом новые мощности в конверторном и электросталеплавильном производствах целесообразно вводить в соотношении примерно 4:1.
В перспективе предусматривается более быстрое развитие производства высокопрочных коррозионно-стойких труб для топливно-энергетического комплекса страны (трубы обсадные, насосно-компрессорные, бурильные и др.), что даст возможность сократить ежегодные закупки по импорту труб различного сортамента.
Намечен рост производства холоднокатаного листа для автомобилестроения и производства товаров народного потребления, оборудования для хранения сельскохозяйственной продукции, гражданского строительства, электронной промышленности, что позволит сократить закупки по импорту холоднокатаного листа.
В алюминиевой промышленности необходима реконструкция глиноземных производств с установкой оборудования большой единичной мощности.
Для поддержания и укрепления рудной базы Программой развития металлургии России на период до 2000-2005 гг. предусматривается:

  • завершение строительства новых мощностей на Стойленском ГОКе по добыче сырой руды и производству концентрата;
  • дальнейшее строительство Яковлевского рудника;
  • реконструкция Михайловского, Лебединского. Костомукшского, Ковдорского, Оленегорского и Коршуновского ГОКов;
  • завершение строительства объектов технического перевооружения Качканарского ГОКа;
  • строительство новой обогатительной фабрики глубокого обогащения на Шерегешском руднике НПО "Сибруда";
  • строительство шахты "Одиночная" для поддержания мощности Краснокаменского рудоуправления;
  • строительство шахты "Естюнинская-Новая" для поддержания мощности Высокогорского ГОКа;
  • наращивание мощностей по добыче руды на Тырныаузском вольфрамо-молибденовом, Жирекейском ГОКах, на Сорском молибденовом комбинате;
  • строительство новых рудников и карьеров (Сибайский, Узельчинский, Узалинский, Рубцовский, Ново-Широкинский рудники);
  • создание сырьевой базы титановой промышленности в России за счет ввода мощностей по добыче руды и производству титанового концентрата на базе Туганского, Тарского и Тулунского месторождений;
  • строительство объектов рудной базы на новых месторождениях для обеспечения необходимых объемов добычи после 2000 г. (Горевский, Озерный ГОКи, предприятия на базе Правоурмийского месторождения, Бугдаинский и Бом-Горханский рудники).

Проблема обеспечения сырьем уральских алюминиевых предприятий на длительную перспективу будет решена освоением крупнейших в России Среднетиманских бокситовых месторождений.



Содержание раздела