Население и трудовые ресурсы


Здесь сосредоточено около 10 млрд м3 древесины (около 12% российских запасов). Особенно богаты лесом Томская, Тюменская области, предгорные районы Алтайского края и Кемеровской области. Располагает Западная Сибирь значительными земельными ресурсами, которые используются на севере как оленьи пастбища, а на юге Тюменской области, в Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и в Алтайском крае - под пашню и естественные кормовые угодья - сенокосы и пастбища.
 
Население и трудовые ресурсы
 
 
Население Западной Сибири составляет около 15 млн чел. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов. Западная Сибирь - район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км2, в то время как в Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км2, а в Кемеровской - 33 чел. на км2.

Наиболее плотно заселены приречные районы Оби, Иртыша, Тобола, Ишима, а также Кузнецкая котловина и предгорья Алтая. Наименьшая плотность населения - 0,5 чел. на 1 км2 - в Ямало-Ненецком автономном округе. В Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитываются 80 городов и 204 поселка городского типа.

Большинство населения - русские (9/10), на севере живут малочисленные народы - ханты, манси, ненцы, эвенки, коми. В Республике Алтай - алтайцы. Из других народов - татары, казахи, немцы и др.

Несмотря на интенсивные миграционные процессы и приток сюда населения из других районов страны, Западная Сибирь является одним из наиболее трудодефицитных районов России. Сальдо миграции - отрицательное, составляет 2,1%.
 
 
Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства
 
 
Для хозяйственного комплекса Западной Сибири характерно сочетание высокого удельного веса добывающих отраслей и отраслей тяжелой промышленности. Велик удельный вес района и в производстве сельскохозяйственной продукции.
 
Западная Сибирь выделяется высоким уровнем научно-исследовательской и проектно-конструкторской базы, оказывающей большое влияние на отраслевую и территориальную структуру района.
Рыночные отрасли специализации Западной Сибири - топливная (нефтяная, газовая, угольная) промышленность, черная и цветная металлургия, лесная промышленность, машиностроение, химическая, пищевая промышленность (производство животного масла, сыров, молочных, мясных и рыбных консервов). К отраслям сельскохозяйственной специализации Западной Сибири относятся производство зерна, молочно-мясное скотоводство, тонкорунное овцеводство, оленеводство, звероводство и пушной промысел.
В процессе разделения труда на территории района сформировалось несколько межотраслевых и отраслевых комплексов. Первый из них - нефтегазовый. Он включает в себя добычу нефти, газа, производство синтетических продуктов и нефтепереработку, систему трубопроводов транзитного и технологического значения. В его составе имеется также производство передвижных электростанций и производство химического и нефтеперерабатывающего оборудования.

Главные центры добычи нефти - Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Урай в Тюменской области и Стрежевой в Томской области. Центрами добычи газа являются Надым, Уренгой, Новый Уренгой, Березово, Ямбург и др. Важнейшие нефтепроводы: Усть-Балык - Тобольск - Омск - Павлодар - Чимкент; Сургут - Тобольск - Курган - Уфа - Самара; Сургут - Пермь - Альметьевск - Казань - Нижний Новгород - Ярославль - Полоцк; Нижневартовск - Анжеро-Судженск - Красноярск. Крупнейшие газопроводы: Игрим - Серов - Екатеринбург, Медвежье - Пунга - Н.Тура - Пермь - Казань - Нижний Новгород - Москва; Уренгой - Медвежье – Надым - Вуктыл - Торжок - Минск - Западная граница; Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск - Петровск; Уренгой - Новопсков; Уренгой - Помары - Ужгород и др.

В _ настоящее время создается система новых газопроводов от Ямбурга. Крупные центры нефтехимической промышленности возникли в Томске и Тобольске.
Второй комплекс - угольно-металлургический - возник в Кузбассе. Он включает добычу энергетических и коксующихся углей в Кузнецком и Горловском угольных бассейнах, обогащение и коксование углей, черную и цветную металлургию, коксохимию и тяжелое металлоемкое машиностроение. Черная металлургия, так же как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение.





Она представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным заводом в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами.
Третий комплекс - машиностроительный. Он представлен энергетическим машиностроением (производство турбин и генераторов - в Новосибирской области, котлов - в Алтайском крае), производством оборудования для угольной промышленности (Кемеровская, Новосибирская, Томская области); станкостроением (Новосибирская область и Алтайский край). Основные центры машиностроения Западной Сибири - Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Рубцовск, Бийск и др.
Четвертый комплекс - лесопромышленный. Он включает лесное хозяйство, лесозаготовительную промышленность, деревообрабатывающую и лесохимическую промышленность. Основные мощности лесозаготовительной промышленности сосредотVчены в Среднем Приобье, в зоне железных дорог Тавда - Сотник; Ивдель - Обь; Тюмень - Тобольск - Сургут в Тюменской области и железной дороги Асино - Белый Яр в Томской области.

Центры лесоперерабатывающей промышленности - Томск, Асино, Ташара (Новосибирская область), Омск, Барнаул, Бийск, Тобольск. Особенностью структуры лесопромышленного комплекса является отсутствие целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности, но зато широкое развитие получило фанерное производство.
Дальнейшее развитие отраслевых и межотраслевых комплексов связано с развитием электроэнергетики, которая раз вивается на базе ресурсов газа и угля. Наиболее крупные тепловые электростанции размещены в Сургуте, Уренгое, в Кузнецком угольном бассейне. В перспективе энергетика будет развиваться главным образом на базе дешевых углей Канско-Ачинского бассейна.
Из отраслей, дополняющих территориальный комплекс Западной Сибири, следует отметить легкую промышленность, которая использует и свое сырье. Кожевенное производство сосредоточено в Омске и Новосибирске, шерстяная и меховая промышленность - в Омске. В Тюмени работает камвольно-суконный комбинат.

Хлопчатобумажная промышленность на привозном сырье развита в Новосибирской области и Алтайском крае. Химическое волокно производится в Кузбассе. Во многих городах Западной Сибири развито трикотажное и швейное производство.
Агропромышленный комплекс Западной Сибири выделяется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес. Для повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводятся работы по осушению земель Барабинской лесостепи и орошению земель в Кулундинской степи. Созданы Алейская и Кулундинская оросительные системы. Помимо традиционных для Западной Сибири направлений животноводства, в Горном Алтае разводят лошадей, яков-сарлыков, маралов и пятнистых оленей.

На юге Западной Сибири занимаются и верблюдоводством.
Отраслью рыночной специализации Западной Сибири является пищевая промышленность. Молочно-консервная промышленность размещается в Ялуторовске, Красном Яре, Купине, Карасуке и др. Мясокомбинаты размещаются в Бийске, Омске, Прокопьевске и др.
Созданы отрасли промышленности, обслуживающие АПК Западной Сибири - тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение в Алтайском крае, в Новосибирской, Омской, Тюменской областях. Производство азотных удобрений - в Кузбассе, ядохимикатов - в Алтайском крае и др.
Транспорт и экономические связи. Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От нее отошли линии в северном и южном направлениях.

Была также построена железная дорога: Иртышская - Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой железнодорожной магистралью является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь-Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач.

Большое значение имеет автомобильная дорога - Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией. Важное значение для пассажирских и грузовых перевозок имеет воздушный транспорт.
 
Территориальная организация хозяйства
 
 
По экономико-географическому положению, характеру природных условий и ресурсов и своеобразию исторического развития и специализации хозяйства на территории Западно-Сибирского экономического района можно выделить два подрайона - Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский.



Содержание раздела