Методы начисления амортизации


Методы начисления амортизации. Амортизационные отчисления являются одним из источников воспроизводства основных фондов. При их оценке могут быть использованы различные способы начисления амортизации:
линейный (пропорциональный)
ускоренный.
Наиболее широкое применение имеет линейный метод. Этот метод предусматривает расчет амортизационных отчислений на реновацию исходя из среднего срока службы основных фондов. за этот срок балансовая стоимость полностью переносится на издержки производства. Как правило, этот норматив в нефтяной промышленности принимается на уровне 10-20%.

Если месторождение уже разрабатывается и уже существуют ранее созданные фонды, то при расчете амортизационных отчислений должны быть учтены не только вновь, но и ранее созданные фонды.
Ускоренная амортизация предусматривает полное перенесение балансовой стоимости основных фондов на издержки производства в более короткие сроки, чем это предусмотрено по действующим нормам амортизационных отчислений. Тем самым появляется возможность создания резервного фонда, используемого для новых капитальных вложений и расширения производственных мощностей.
Кроме традиционных статей калькуляции в составе эксплуатационных затрат на добычу нефти учтены расходы на экологию, платежи за кредит, а также налоги, относимые на себестоимость добываемой продукции.
Алгоритм расчета и собственно расчет будут приведены в главе 2.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» устанавливается, что в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятии нефтедобывающей, газодобывающей отраслей и магистрального трубопроводного транспорта независимо от их организационно - правовых форм, форм собственности и принадлежности включаются:
1. Стоимость услуг сторонних организации по: гидрометеорологическому обслуживанию работ и водолазному обслуживанию объектов в море.
2. Затраты предприятия по содержанию перевалочных баз, создаваемых для подготовки и хранения материальных ресурсов.
3. Затраты по: содержанию аэродромов и вертолетных площадок в местах ведения работ, включая охрану самолетов, вертолетов и другого авиационно - технического имущества;.
4. Затраты по содержанию подразделений предприятия, занятых разработкой и совершенствованием технологических процессов.
5. Затраты, связанные с содержанием пункта для обеспечения горячим питанием работников в полевых условиях и на трассах, включая оплату труда поваров, входящих в штат буровых и нефтегазодобывающих предприятии.
6. Затраты по содержанию находящихся на балансе предприятия учебно - курсовых комбинатов, школ мастеров и других аналогичных подразделении по подготовке и переподготовке работников предприятия.
7. Отчисления на содержание военизированных горноспасательных частей по предупреждению возникновения и по ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов, противолавинных служб в высокогорных районах.
Кроме того:
8. По нефте - и газодобывающим предприятиям:
8.1. Стоимость переданных в производство глубинных штанговых насосов, включаемая в состав материальных затрат.
8.2. Затраты, связанные с потреблением нефти и газа на собственные производственные нужды в пределах норм, утверждаемых Минтопэнерго РФ и Минэкономики РФ, определяемые из расчета фактической себестоимости добычи нефти и газа.
8.3. Затраты на содержание общепромысловых дорог, находящихся на балансе предприятия.
9. По предприятиям, занятым в строительстве скважин на нефть и газ в эксплуатационном бурении:
9.1. Отчисления в резерв средств на покрытие расходов, связанных со свертыванием производства.



Порядок образования и использования указанного резерва определяется Минтопэнерго России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России.
9.2. Затраты по обустройству эксплуатационных площадей буровыми предприятиями при опережающем строительстве скважин.


9.3. Затраты, связанные с устройством в лавиноопасных и селеопасных районах дамб.
9.4. Стоимость радиогеодезических работ по выводу плавучих установок на скважино - точки и их координированию.
9.5. Затраты на аренду квартир и домов в жилом фонде сторонних организации и у частных лиц для размещения работников предприятии, занятых в строительстве скважин на нефть и газ, в местах проведения работ при вахтовом методе их организации.
9.6. Затраты на содержание общепромысловых дорог.
9.7. Стоимость переданных в производство бурильных труб, включаемая в состав материальных затрат.
9.8. Затраты на ликвидацию геологических осложнении, обусловленных непредвиденными обстоятельствами при бурении скважин (карстовые образования, трещиноватость, газопроявления, аномально высокие либо аномально низкие пластовые давления, вызывающие поглощения бурового раствора, обвалы стенок скважин и др.)
9.9. Затраты по доставке воды в безводные и пустынные районы для работников, занятых в строительстве скважин.
10. По предприятиям магистрального трубопроводного транспорта:
10.1. Затраты, связанные с потреблением газа на собственные производственные нужды, определяемые из расчета цены покупки.
10.2. Фактические потери нефти и газа при их хранении и транспортировке в пределах норм, утвержденных Минтопэнерго РФ, исходя из цен покупки.
10.3. Фактические затраты по содержанию служебно - производственной площади домов линейных обходчиков, работников газораспределительных станции, контрольно - распределительных пунктов, насосно - перекачивающих станции магистральных нефте - и газопроводов в пределах, установленных проектами на их строительство.
10.4. Затраты на перевозку транспортом предприятия либо наемным транспортом школьников детей линейных обходчиков, работников газораспределительных станции, контрольно - распределительных пунктов, насосно - перекачивающих станции магистральных нефте - и газопроводов от мест их жительства до общеобразовательных школ и обратно при отсутствии маршрутов транспорта общего пользования.
Надо отметить, что большая часть этих затрат не включается в себестоимость добычи нефти АО «Татнефть» в силу природно-геологических особенностей региона.
Хочется отметить одно очень важное обстоятельство, которое почему-то обходят стороной все исследователи. Дело в том, что особенности издержек производства определяются далеко не только природно-климатическими и геологическими особенностями региона. В сложившейся ситуации очень важен фактор отраслевой структуры управления. В Республике Татарстан сложившуюся структуру управления отраслью можно охарактеризовать следующим образом: головное предприятие основного производителя нефти республики расположен на периферии, а государственное регулирование осуществляется, естественно, из центра республики столицы (в то время как во многих соседствующих и сходных по различным параметрам регионах центр прибыли нефтяной компании по месторасположению совпадает с центром регулирования, например, главный офис ОАО «Башнефть» расположен в городе Уфа).

Искать причину этой категории издержек, которую мы назовем « издержками, связанными с отраслевой структурой управления», следует искать в философском противоречии между «общим» и «частным». Попытки снизить величину этих издержек уже имеются.

Подробнее вопрос о вертикально-интегрированных компаниях и управлении затратами в них будет рассмотрен чуть позже.
Примером разногласий является попытка республиканского центра разрушить монополию АО «Татнефть». Это приводит к дополнительным издержкам как на уровне предприятия, так и на республиканском уровне.

Монополия «Танефти» на добычу нефти в Татарстане была де-юре разрушена 12 февраля 1997 года после опубликования указа президента «О мерах по увеличению нефтедобычи РТ», открывшего доступ к недрам республики новым нефтяным компаниям.
Указ «О мерах…» определял и структуру новых НК. В частности, непременным их участником надлежало быть государству.

В счет оплаты своей доли уставного капитала государство могло внести права пользования землей; разведочные скважины (пробуренные и те, что предстояло пробурить за счет средств фонда ВМСБ); инвестиции, вложенные или подлежащие вложению, в работы по повышению нефтеотдачи; налоговые льготы при разработке трудноизвлекаемых запасов. Акции первичной эмиссии (за исключением госпакета) предписывалось свободно реализовывать физическим и юридическим лицам.

А нефть добывать на условиях раздела продукции.
Ответственность за размещение акций была возложена на Минэкономики и Госкомимущества РТ, а контроль за разработкой месторождений на АО «Татнефтехиинвест-холдинг».
Сегодня можно констатировать, что указ президента выполнен лишь частично. Новые компании созданы, но государство в них не участвует.

Населению их акции тоже не предлагались.
Фактически сегодня 50% акций принадлежат АО «Татнефть» (в лице ЗАО «Нефтеконсорциум»).
По итогам 1998 года объемы добычи нефти независимыми компаниями выросли до 10,5% от общего объема нефтедобычи в РТ.



Содержание раздела