Круг финансируемых мероприятий расширяется.


Необходимо преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов Центрального района, Урала, Сибири и Дальнего Востока, восстановить утраченную жизненную среду в сельской местности и с этой целью повсеместно внедрять многообразие форм собственности и предпринимательство в аграрной сфере.
Важнейшей задачей является стабилизация социально-экономического положения в районах Севера с экстремальными природными условиями, возрождение среды обитания малочисленных народов.
В размещении производительных сил одной из главных задач остаются освоение уникальных природных богатств в северных и восточных районах, формирование программно-целевых, территориально-производственных комплексов при условии комплексного использования ресурсов и соблюдения экологических стандартов.
Предстоит переспециализация новых приграничных районов, создание свободных экономических зон и технополисов для внедрения достижений мировой науки и ускорения экономического и социального прогресса.
В этом процессе все большая часть задач и мер по региональному развитию должна закрепляться за регионами, но это не должно носить стихийный характер. Контроль и направляющее руководство регионами со стороны государства должны сохраниться.
Важнейшим условием развития и функционирования рыночных отношений является организация межтерриториальных экономических связей. Основными формами этих связей в условиях рынка являются: материальный товарообмен результатами своего труда, взаимовыгодное выполнение регионами работ и услуг, совместное проведение регионами работ производственного и непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма, проведение одинаковой налоговой политики, политики ценообразования, демографической политики.
В условиях становления рыночных отношений возрастает роль внешнеэкономических связей. В качестве первоочередных направлений взаимодействия с инофирмами выделяются следующие: совместное освоение природных ресурсов; создание совместных предприятий; совместная реализация экологических проектов на базе передовых достижений зарубежной технологии и реализация отечественных проектов с применением импортной техники, привлечением иностранных капиталов, использованием зарубежного опыта и новейших технологий для повышения производительности труда в промышленности, продуктивности сельскохозяйственного производства и организации фермерских хозяйств; использование опыта наиболее развитых стран в формировании и функционировании рыночной инфраструктуры; привлечение иностранных специалистов для консультаций и подготовки управленческих кадров.
В условиях рынка особенно важно приспособление к структуре потребительского спроса, создание ресурсов потребления, повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта российской продукции, интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
Говоря о кризисе экономики России в целом, нельзя не сказать о нарастающих противоречиях в отношениях между отдельными регионами. Не все регионы в одинаковой степени готовы к рыночным отношениям. Многие из них в силу неразвитости экономики тяготеют к замкнутым системам и создают региональные рынки, обслуживающие предприятия и население только данного региона.

Другие же регионы, имеющие развитую промышленность, хотя и придерживаются принципов открытой экономики, часто предпочитают поставлять свою продукцию не на внутренний рынок России, а за рубеж, активно используя фактор неэквивалентной продуктовой обратимости рубля. Например, нефтедобывающие регионы стремятся продавать нефть на мировом рынке, а не на внутреннем, так как внутренняя цена одной тонны нефти меньше мировой цены.
Таким образом, огромные различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в многочисленных регионах России исключают унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона.
Успех экономической реформы в России предполагает сочетание разнообразия конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и в то же время единства общих принципов функционирования рынка на всей территории страны.


Следует принимать во внимание, что регионы России сильно различаются по темпам проведения реформ, развитию коммерческих структур и инфраструктуры рынка, внешнеэкономической деятельности, проникновению иностранного капитала. Значительны различия в отношении к рыночным реформам населения индустриальных и аграрных регионов, а также регионов с преимущественно русским населением и национальных республик.
Межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических отношений и интересов регионов, формирующихся и развивающихся в процессе функционирования общественного производства. Эта система обусловлена разделением и специализацией общественного труда, размещением производительных сил и природно-географическими условиями.
Развитие межрегиональных экономических связей предусматривает и взаимовыгодный межрегиональный обмен продукцией, регулируемый соглашениями между субъектами Федерации, городами, отдельными крупными предприятиями.
В настоящее время регионы стремятся наладить в своих пределах выпуск продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий. Идет процесс укрепления внутрирегионального рынка. В то же время территориальные рынки нельзя рассматривать в изоляции от общероссийского рынка и внешнеэкономических связей.

Емкость и структура региональных рынков определяются не только товарами, производимыми в данном регионе, но и продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом.
Таким образом, развитие территориальных рынков означает развитие обмена, горизонтальных связей между регионами.
В совершенствовании межрегиональных экономических связей первостепенное значение имеет задача расширения вывоза продукции перерабатывающих отраслей. Так, из районов Центра и Севера целесообразно наращивать вывоз продукции наукоемких отраслей машиностроения, химико-лесного комплекса, тканей, товаров народного потребления, продукции народных промыслов; из районов Урала и Поволжья - продукции тяжелого машиностроения, средств транспорта, проката черного и цветного металла, строительной техники, продукции химии органического синтеза.
Из районов Сибири и Дальнего Востока должен преобладать вывоз продукции нефтехимического и газохимического комплексов, угольной промышленности, черной и цветной металлургии, продукции лесного комплекса, алмазов, драгоценных металлов, пушнины, продукции рыбной промышленности.
Высокий научный потенциал европейской части России позволяет создать в городах - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде крупные рынки наукоемкой продукции.
В последнее время заметен процесс интеграции и укрепления межгосударственных связей России с суверенными государствами ближнего зарубежья - с Казахстаном и Белоруссией, что в значительной мере оживит экономику России и укрепит рыночные отношения.


 
Контрольные вопросы
 
 
1. Каково значение региональной политики в экономическом реформировании России?
 
2. Перечислите основные цели и задачи региональной политики России.
3. Охарактеризуйте типы экономических районов и первоочередные задачи их регионального развития.
 
3. Региональные финансы
 
 
Сущность и состав региональных финансов, их роль в экономическом
 
и социальном развитии территорий
 
Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.
 
В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.
Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.



Содержание раздела