Следствием этого стало увеличение стоимостных объемов регионального экспорта. Возросло и число предприятий, участвующих в экономических связях с зарубежными странами. Их численность достигла 6 тыс. Однако основной объем поставок товаров из Сибири и Дальнего Востока осуществляется такими предприятиями, как Братский алюминиевый завод, АО "Саянский алюминиевый завод", РАО "Норильский никель", АО "ИРКАЗ", АО "Запсибметкомбинат", АО "Кузнецкий металлургический комбинат", АО "Ангарская нефтехимическая компания", концерн "Кузнецкуголь". Изменяется отраслевая структура экспорта.
Наряду с традиционными видами продукции топливной, металлургической и лесной отраслей возрастает экспорт машин, оборудования, техники. Предприятия обрабатывающей промышленности поставляли продукцию, произведенную на основе высоких и средних технологий. Рост экспорта продукции отраслей машиностроения объясняется также восстановлением производственных связей со странами СНГ.
В импорте продукции доля высокоразвитых восточных стран составляет почти 65% общего объема. Среди них выделяются Германия, Италия, Япония, США. Доля машин и оборудования, импортируемых из этих государств, составляет от 30 до 85%.
Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона успешнее всего развиваются внешнеэкономические связи с Сингапуром, Сянганом (Гонконгом), Южной Кореей.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность международного разделения труда? Каково место России в мировой экономике?
2. Охарактеризуйте роль внешнеэкономических связей России в формировании рыночной экономики.
3. Каковы основные формы внешнеэкономических связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья?
2. Экономические связи России с зарубежными странами
Развитие внешнеэкономических связей России со странами ближнего зарубежья
Вхождение России в мировой рынок и укрепление ее внешнеэкономических позиций в значительной степени зависят от восстановления и развития связей со странами СНГ.
Длительное существование Советского государства способствовало глубокой экономической взаимозависимости входивших в нее республик. Степень интеграции республик СССР была много выше, чем у стран, входящих в ЕЭС. В межреспубликанском обмене продукцией положительное сальдо имели Россия, Азербайджан и Туркмения. Остальные республики больше получали, чем отдавали.
Распад СССР сопровождался резким спадом экономики во всех постсоветских республиках. Спад почти на 30% объемов производства промышленной продукции в России вызван разрушением сложившихся традиционных кооперационных связей. Значительный спад производства отмечается и в других постсоветских республиках.
Сложившееся состояние экономики обусловливает необходимость реинтеграции стран СНГ на новой экономической и политической основе.
Даже в относительно более благополучной и более способной к самостоятельному экономическому развитию России политика реинтеграции в рамках СНГ представляется единственно правильной. Будет обеспечено некоторое сглаживание негативных последствий распада СССР, значительно обостривших кризисные процессы во всех странах СНГ Ближнее зарубежье является традиционным рынком российских товаров, где они конкурентоспособны и на них приходится половина внешнеторгового оборота России. Кроме того, ввоз сырья и комплектующих изделий из стран СНГ не может быть быстро заменен ни собственным производством, ни импортом из других стран.
Сложившуюся экономическую ситуацию реально оценивают и страны СНГ.
Внешнеторговый товарооборот России со странами СНГ в 1996 г. составил 35,5 млрд долл. и возрос по сравнению с 1992 г. на 89%. В то же время удельный вес государств содружества в общем объеме товарооборота России с зарубежными странами составил всего лишь 23,5%. При этом экспорт продукции и услуг увеличился на 53,5% - с 11,2% до 17,2 млрд долл. Объем импорта возрос за этот же период почти в 3 раза и составил 18,3 млрд долл.
В торгово-экономических взаимоотношениях России со странами СНГ основными партнерами остаются Украина, Казахстан, Белоруссия. На долю этих государств приходится 87% внешнеторгового товарооборота, при этом в товарной структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы, хотя их поставки по сравнению с 1982 г. значительно сокращены.
Это свидетельствует о неэквивалентном обмене во внешнеторговом товарообороте РФ со странами ближнего зарубежья. В связи со сложностью выплаты долгов все соглашения о поставках энергоносителей со странами СНГ и Молдавией будут обеспечиваться собственностью на территории посредников. Подписав кредитное соглашение на 20 млрд руб. на покупку энергоносителей и запасных частей в России, Грузия отдала под залог этого кредита 25% акций АО "Электровозостроитель" и 10% акций по "Чиатурмарганец".
Украина и Белоруссия получили предложения об обеспечении новых кредитов проходящими по их территориям магистральными нефте- и газопроводами.
Формирование рациональной системы экономических связей стран СНГ может быть лишь результатом совместной работы всех государств содружества. Главными задачами, требующими решения в первую очередь, являются: определение и согласование стратегической цели социально-экономического развития стран СНГ; оценка объемов ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей; установление принципов формирования цен на основные товары межгосударственного обмена, а также порядка расчетов в условиях существования различных национальных валют; разработка механизма поэтапного сближения межстрановых различий хозяйственUого механизма.
Значительную роль в развитии процессов интеграции стран СНГ сыграла встреча глав правительств стран содружества в Москве, прошедшая в октябре 1996 г. В результате были рассмотрены и приняты конкретные решения по вопросам формирования транснациональных промышленных групп, создание общей транспортной системы, торгово-экономического и платежно-расчетного механизма. Сформирован таможенный союз между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. В ближайшее время ожидается присоединение к нему Узбекистана и Таджикистана.
В октябре 1996 г. был создан Совет министров финансов. Главной задачей межгосударственного органа стран Содружества являются координация и осуществление налоговой и бюджетной политики, определение принципов взаимодействия на рынке ценных бумаг и унифицирование национальных законодательных актов в этой области.
За 1992-1996 гг., прошедшие со времени создания СНГ, на уровне глав государств и правительств было подписано более 800 совместных документов о координации и сотрудничестве в различных сферах деятельности. Благодаря достигнутым между странами СНГ как многосторонним, так и двусторонним соглашениям в пределах их территорий налажено движение различных видов транспорта: в основном осуществлен раздел армии и имущества, а также раздел долгов СССР. Был создан Координационно-консультативный комитет для согласования действий в сфере экономического развития; достигнуто соглашение о формировании единой экономической системы Содружества и создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК).
Завершается переходный период в рамках СНГ к формированию общего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Происходит процесс юридического оформления единого торгового пространства стран Содружества. И как результат этих мероприятий - рост товарооборота.
С середины 1990-х годов начался новый этап в развитии интеграционных процессов. В марте-апреле 1996 г. возникли два новых государственных образования - "Союз четырех" в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии и "Союз двух", созданный Россией и Белоруссией. В апреле этого года был также заключен союз между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном.
В четырехстороннем и двухстороннем договорах основное внимание уделяется дальнейшему углублению интеграционных процессов в сфере экономики, в частности согласованию направлений экономического развития.
Особенность двухстороннего договора между Россией и Белоруссией состоит в том, что эти государства создают совместные межгосударственные и надгосударственные органы, решение которых обязательно для правительств обоих государств.