Региональные особенности реформирования организации оплаты труда в Республике Саха


Актуальность темы исследования определяется особой ролью заработной платы в структуре доходов работника. Она и в настоящее время и в ближайшие годы остается для подавляющего большинства трудящихся основным источником доходов, стимулом повышения результатов труда и производства в целом.

Ее движение оказывает непосредственное воздействие на воспроизводство рабочей силы, жизненный уровень работающих, его социально-экономическое положение в системе производственных отношений. В современных условиях перехода от одной общественной формации к другой произошло столкновение проблем рыночной оплаты труда и старой сохранившейся системы оплаты. При возникнувшей дешевизне труда в условиях рынка появилось несоответствие уровня его оплаты по старой схеме - появились диспропорции. Это связано с тем, что некоторые отрасли производства в этих условиях могли себя экономически оправдывать, а некоторые держались на государственных субсидиях и при переходе на рыночные отношения не смогли выдержать острой конкуренции рынка. Это привело к так называемой «несправедливой» оценке труда.

В условиях непредсказуемости и неопределенности оценки труда возникла гонка заработной платы и цен, которая лишь усугубляла социальную напряженность в обществе и явилась дополнительным стимулом усугубления инфляции, возникла разница между ростом цен на товары и услуги и индексацией заработной платы. Неадекватность оценки труда, проигрывание росту цен, невыплаты зарплаты - все это привело к тому что труд перестал играть первостепенную роль в жизни общества.

А в условиях Севера данная нестабильность породила массу проблем: бедность работающего населения, отток высококвалифицированной рабочей силы за пределы республики и в различные сферы, спад производства, сокращение потребительского спроса. Все это возникло из-за несвоевременного и непродуманного решения вопросов возникших в результате экономических реформ.

В связи с этим вопрос регулирования заработной платы в условиях рыночной экономики имеет важное социально-экономическое значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне.
На макроуровне - это борьба с бедностью, стимулирование роста жизненного уровня населения, увеличение его покупательной способности, в конечном счете - содействие повышению качества рабочей силы и качества жизни в целом.
На хозяйственном уровне - это выравнивание условий конкуренции хозяйственных субъектов, создание основной структуры и дифференциации заработной платы.
Все вышеуказанные проблемы и противоречия приводят к необходимости проведения исследований в области политики доходов и изучения вопросов регулирования заработной платы.
Целью данного исследования является выявление региональных особенностей реформирования организации оплаты труда, являющемся преобладающим источником денежных доходов населения республики, определяющим уровень благосостояния ее населения и в конечном итоге влияющим на дальнейшее ее социально-экономическое развитие, а также разработка предложений по регулированию системы оплаты труда в условиях Севера. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методологические основы оплаты труда, существующие теории заработной платы, сущность и ее содержание, принципы организации заработной платы в условиях рыночной экономики;
- провести анализ состояния и динамики оплаты труда в Республике Саха (Якутия), дать оценку степени организации оплаты труда в ОАО АК «Якутскэнерго» и определить новые подходы в организации заработной платы на предприятии;
- выявить особенности регулирования оплаты труда в условиях республики, обосновать необходимость усиления государственного регулирования оплаты труда на уровне региона, выработать направления совершенствования организации оплаты труда.
Объектом исследования является система организации заработной платы как экономической категории.
Предмет исследования методические и практические вопросы организации и регулирования оплаты труда в региональных условиях.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды ученых по изучению природы и законов заработной платы: Адам Смит, Давид Риккардо, Жан Батист Сей, Джон Мейнард Кейнс и др. Отдельной строкой выделяется марксистко-ленинская теория политической экономии, основы которой заложили К. Маркс и Ф. Энгельс, В. Ленин.

В середине 60-х годов прошлого века в экономической литературе появилось концептуальное направление, обосновывающее имманентность социализму двухчленной структуры трудового дохода. Данное направление отражено в работах Волкова А., 1967; Медведева В., 1966; Можайсковой И., 1964; Осипенко П., 1979; Лутохиной Э., 1978; Формы и методы…, 1987; Сухаревского Б., 1975; Обломской И., 1973; Кузнецовой А., 1974; Попова Г. X., 1985. В начале 80-х годов ряд экономистов приходят к выводу о необходимости установления полной зависимости зарплаты работника исключительно от результата труда коллектива, о необходимости «стимулировать за конечный, действительный, реальный результат» (Проблемы совершенствования…, 1982; Экономические законы…, 1984; Лион В., 1987; Кунявский М. и др.). В условиях регулируемой рыночной экономики «…рабочий превращается как бы в наемного рабочего, нанимающегося у всего рабочего»: данная позиция проводилась такими экономистами, как В. Лаврентьев, А. Халатов, Б. Лившиц, Ф. Ревзин, В. Мотылев, А. Н. Неманов, А. Гуревич и др.

В Республике Саха (Якутия) вопросы регулирования заработной платы исследовались Акимовым А.К., Волгиным Н.Н., Дьяконовым Х.Н., Корякиной Т.К., Тихоновым Н.Н. и др.
Информационная база исследования основывается на трудах ученых по концептуальным вопросам организации системы оплаты труда, на нормативно-правовых документах, регламентирующих государственное регулирование системы оплаты труда, на материалах текущей статистики последних лет, сборников Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по статистике, статистических ежегодниках, аналитических разработках Госкомстата РС (Я) по социально-экономическому положению региона, уровне жизни, а также Института социальных проблем труда АН РС (Я). Кроме того, автором проведен анализ состояния и динамики оплаты труда в ОАО АК «Якутскэнерго».

В ходе исследования применялись статистические, графические, сравнительные методы.
Научная новизна исследования оплаты труда в Республике Саха (Якутия) проявляется в следующем:
- предложен ряд новых подходов в организации оплаты труда в Республике Саха (Якутия), заключающихся: в стимулировании использования современных тарифных систем в организации оплаты труда на крупных производственных предприятиях региона в рамках корпоративных программ реформирования; становлении системы почасовой формы оплаты труда на субнациональном уровне для среднего и малого бизнеса; регулировании заработной платы в системе социального партнерства; совершенствовании системы районного регулирования оплаты труда. Данные подходы призваны повысить эффективность государственного регулирования в сфере организации оплаты труда на уровне региона;
- сформулирован тезис о том, что в сфере реформирования оплаты труда в Республике Саха (Якутия) особое значение приобретает задача повышения эффективности государственного регулирования экономики, перераспределения расходных полномочий между федеральными и республиканскими органами управления, оптимизации бюджетной системы региона. Эти проблемы в сфере социально-экономической и бюджетной политики региона являются определяющими при разработке концепции реформирования оплаты труда;
- представлена концепция реформирования оплаты труда в бюджетной сфере региона на основе разработки и внедрения отраслевых систем оплаты труда. Концепция предусматривает следующие основные направления: гарантии оплаты труда на основе разработки тарифной части базирующейся на основе нормативов базовых социальных услуг; формирование надтарифной части расходов на оплату труда, которая должна быть дифференцирована на основе прогноза (плана) роста внебюджетных источников финансирования с учетом направлений оптимизации бюджетной сферы. В условиях Республики Саха (Якутия) целесообразно отказаться от надбавок и льгот, которые ранее автоматически распространялись на весь персонал бюджетной сферы. Это надбавки, введенные законодательством РС (Я), например, 25% к окладу за работу в сельской местности, льготы по жилищно-коммунальным услугам педагогам, работающим в сельской местности и т.д. В составе надтарифных выплат следует предусмотреть стимулирующие выплаты и компенсирующие надбавки.

Структура стимулирующих выплат должна определяться на основе новых показателей качества работы персонала бюджетных учреждений, что позволит обеспечить высокую эффективность бюджетного финансирования, тесно увязать оплату труда с качеством работы. Компенсирующие надбавки за работу в сложных условиях должны определяться на основе районирования, необходимо ввести два уровня надбавок: на уровне территорий (муниципальных районов) и локальном уровне (поселений).
Основные результаты, представляющие предмет защиты. Решение выдвинутых в диссертации задач анализа состояния и динамики оплаты труда в Республике Саха (Якутия) дает основание сформулировать следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:



Содержание  Назад  Вперед