Социальное партнерство - интегральный элемент рыночных отношений.



18.2. Социальное партнерство

В настоящее время в развитых странах получает все большее распространение идея социального партнерства.
Социальное партнерство отражает исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из основных условий политической стабильности и экономического прогресса. Это шаг к реализации прав трудящихся через сотрудничество и взаимные уступки двух основных социальных групп: работодателей и наемных работников. Идеология социального партнерства появилась как в результате теоретических изысканий, так и в ходе борьбы и многократных согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства. Обязательными условиями сотрудничества трех субъектов на всех уровнях являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки в ходе переговоров между субъектами социального партнерства в рамках существующих законов.

Представители разных социальных групп должны выработать достаточно ясные требования и получить в рамках социального партнерства соответствующие полномочия снизу для переговоров.
Идеи социального сотрудничества в сфере труда и трудовых отношений, прежде всего в виде двухстороннего и трехстороннего сотрудничества, или по принятой терминологии бипартизма и трипартизма, были и остаются основой деятельности международной организации труда (МОТ), ее идеологической базой.
Бипартизм - это добровольное, основанное на независимости и равноправии сторон, тесное взаимодействие (диалог, консультации, переговоры) организаций трудящихся и предпринимателей в ходе создания и применения трудовых норм как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров. Если такое сотрудничество осуществляется с участием трех сторон: организаций трудящихся, предпринимателей и государственных властей, то оно именуется трипартизмом. Бипартизм и трипартизм - не только идеологическая концепция, но и закрепленная в международных правовых стандартах модель поведения участников коллективных трудовых отношений.

Она включает нормы о сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия (Рекомендации № 94 и 129), нормы о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабах (Рекомендация № 113) и нормы о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенция № 144, Рекомендация № 152).
Социальное партнерство - интегральный элемент рыночных отношений. Партнерство в экономике следует рассматривать и как этическое понятие, и как организационный принцип. Многие проблемы современного общества, включая преодоление отрицательного влияния индустриализации и механизации, а также социальных изменений в национальном и международном плане, решаются легче, если стороны выступают в качестве партнеров, а не противоборствующих группировок, и ориентируются на кооперацию, а не на конфронтацию.
Партнерство означает признание различного рода социальных интересов отдельных общественных групп и предоставление им права участвовать в экономических и политических процессах, в формировании общественного мнения и в принятии решений. Партнерство предусматривает сотрудничество между работодателями, наемными работниками и государством. Оно служит выражением свободного мышления и поведения, которые исходят из признания нежелательности развития событий в форме классовой борьбы, как это было в прошлом.
К основным слагаемым социального партнерства следует отнести утверждение общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда. Деформация и негативные явления в любой сфере общества сказываются на социальном самочувствии людей и, как следствие, проявляются в социальной сфере, ведь качественное состояние социальной сферы - наиболее надежный показатель жизнеспособности общества.
Социальное партнерство предполагает участие наемных работников в управлении. Принципиальное согласие на ведение переговоров со стороны трех главных субъектов (наемных работников, предпринимателей, правительства) сомнений не вызывает, иное дело - реальный состав субъектов и их представителей. Наемные работники в идеале должны быть представлены профсоюзами, выступающими с единой позиции.



Сплочение профдвижений в большинстве демократических стран шло непросто и заняло несколько десятилетий.
Ради налаживания эффективного социального партнерства государство должно пойти на серьезные самоограничения. Речь идет прежде всего о добровольном и узаконенном невмешательстве правительственных органов в коммерческо-административную самостоятельность государственных предприятий, а также в самостоятельность профессиональных организаций рабочих и служащих. Без такого самоограничения государства либо социальное партнерство будет носить формально-бюрократический характер, либо возникнут неконтролируемые очаги социальной напряженности.
Важным аспектом идеи социального партнерства является наличие гарантированной системы законодательства. И хотя западноевропейские страны различаются по степени реализации принципов социального партнерства и конкретным формам его проявления, рассмотрим правовые основы на примере Германии.
Трудовое право можно разделить на индивидуальное и коллективное.
Трудовые отношения между отдельным работником и работодателем осуществляются посредством индивидуального трудового права, которое, в .свою очередь, можно разделить на право трудового договора и право охраны труда. Трудовой договор, по сути, является служебным договором, где оговариваются обязанности работника и работодателя. Правовые основы трудового договора содержатся в 611 Гражданского кодекса законов ФРГ.

Право охраны труда предписывает общие правила для всех работников и особые правила для отдельных групп работников.
К общим правам можно отнести: порядок выплаты заработной платы, распорядок рабочего дня, закон о врачах на производстве, организацию рабочего места. Для отдельных групп работников существуют особые правила, такие, как закон о профобразовании, закон о труде молодежи, закон о надомном труде, закон охраны матерей, закон об инвалидах, закон охраны рабочего места.
Коллективное трудовое право рассматривает права между социальными партнерами. Его основой является свобода объединения в союзы. Под свободой объединения в союзы понимается право на объединение с целью формулирования трудовых и экономических условий.

К таким объединениям можно отнести профсоюзы и союзы работодателей. Следует заметить, что свобода объединения в союзы не может быть ограничена.
Коллективное трудовое право делится на две области: право тарифного договора и право заводской конституции.
Право тарифного договора регулирует права всех видов тарифных договоров. Различают следующие виды тарифных договоров:
1. Тарифный договор по заработной плате рабочих и служащих, определяющий размер оплаты и требования к отпуску. Заключается ежегодно.
2. Общий тарифный договор, определяющий условия для установления размера оплаты. Заключается на длительный промежуток времени.
3. Всеобщий тарифный договор, в котором определяются общие условия трудовых отношений. Заключается на несколько лет.
4. Союзный тарифный договор. Определяет отношения между двумя или более союзами работодателей или профсоюзов. Такой договор действует только в области сторон тарифного договора.
5. Тарифный договор фирмы заключается между работодателем и одним или более профсоюзами.
Для каждого тарифного договора должна быть установлена область применения. Она складывается из трех факторов: 1) пространственный (федеральная область, федеральная земля и т. д.); 2) специальный (металлоиндустрия, химическая промышленность); 3) личный (рабочий, служащий).
Действие тарифного договора законно только в том случае, если он заключен между сторонами, которые могут быть связаны тарифным договором, т. е. для членов союза работодателей и профсоюзов.
С помощью закона заводской конституции регулируются возможности сотрудничества работников. Этот закон действует для всех предприятий, где работает более 5 человек. Значительной частью закона о заводской конституции являются права сотрудничества и участия в руководстве для совета предприятия. Предметами этих прав являются:
1) социальные отношения, которые регулируют рабочее время, перерывы во время рабочего дня, оплату труда, правила выхода в отпуск, защиту от несчастных случаев, управление в социальных . службах, оценку труда, сдельные и премиальные ставки;
2) организация труда, которая определяет ход трудового процесса, организацию рабочего места, трудовую среду;
3) персональные дела. Сюда следует отнести планирование потребности в персонале, составление должностной инструкции, вопросы профессионального обучения;
4) экономические отношения, к которым относят производство и сбыт, программу инвестиций, рационализаторские проекты, методы труда, изменение производственной организации.
Закон об участии в руководстве регулирует право участия работников в наблюдательном (контрольном) совете предприятия с численностью персонала более чем 2000 работников.



Содержание раздела