Методика оценки риска корпоративного управления


Для получения более точного прогноза американская практика рекомендует принимать во внимание уровень и тенденцию изменения рентабельности проданной продукции, так как данный показатель существенно влияет на финансовую устойчивость предприятия. Это позволяет одновременно сравнивать показатель риска банкротства (С1) и уровень рентабельности продаж продукции. Если первый показатель находится в безопасных границах и уровень рентабельности продукции достаточно высок, то вероятность банкротства крайне незначительная. Другой количественный метод был предложен в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом (Edward I. Altman). Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов.
При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное уравнение. Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:
Z=1.2X1+1.4X2+3.3X3 +0.6X4+X5
Где Х1 оборотный капитал/сумма активов;
Х2 нераспределенная прибыль/сумма активов;
Х3 операционная прибыль/сумма активов;
Х4 рыночная стоимость акций/задолженность;
Х5 выручка/сумма активов.
Результаты многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z2,99 попадают в число финансово устойчивых, предприятия, для которых Z1,81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.
Z-коэффициент имеет общий серьезный недостаток: по существу его можно использовать лишь в отношении крупных кампаний, котирующих свои акции на биржах. Именно для таких компаний можно получить объективную рыночную оценку собственного капитала.
В 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже:
K=8.38X1+X2+0.054X3+0.63X4
(здесь Х4 балансовая, а не рыночная стоимость акций.)
Коэффициент Альтмана относится к числу наиболее распространенных.
Известны другие подобные критерии. Так, британский ученый Таффлер (Taffler) предложил в 1977 г. четырехфакторную прогнозную модель, при разработке которой использовал следующий подход:
При использовании компьютерной техники на первой стадии вычисляются 80 отношений по данным обанкротившихся и платежеспособных компаний. Затем, используя статистический метод, известный как анализ многомерного дискриминанта, можно построить модель платежеспособности, определяя частные соотношения, которые наилучшим образом выделяют две группы компаний и их коэффициенты. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным для определения некоторых ключевых измерений деятельности корпорации, таких, как прибыльность, соответствие оборотного капитала, финансовый риск и ликвидность.

Объединяя эти показатели и сводя их соответствующим образом воедино, модель платежеспособности производит точную картину финансового состояния корпорации. Типичная модель для анализа компаний, акции которых котируются на биржах, принимает форму:
Z=C0+C1X1+C2X2+C3X3+C4X4+…..
где:
х1=прибыль до уплаты налога/текущие обязательства (53%)
х2=текущие активы/общая сумма обязательств (13%)
х3=текущие обязательства/общая сумма активов (18%)


х4=отсутствие интервала кредитования (16%)
с0,…с4 коэффициенты, проценты в скобках указывают на пропорции модели; х1 измеряет прибыльность, х2 состояние оборотного капитала, х3 финансовый риск и х4 ликвидность.
Для усиления прогнозирующей роли моделей можно трансформировать Z-коэффициент в PAS-коэффициент (Perfomans Analysys Score) коэффициент, позволяющий отслеживать деятельность компании во времени. Изучая PAS-коэффициент как выше, так и ниже критического уровня, легко определить моменты упадка и возрождения компании.


PAS-коэффициент это просто относительный уровень деятельности компании, выведенный на основе ее Z-коэффициента за определенный год и выраженный в процентах от 1 до 100. Например, PAS-коэффициент, равный 50, указывает на то, что деятельность компании оценивается удовлетворительно, тогда как PAS-коэффициент, равный 10, свидетельствует о том, что лишь 10% компаний находятся в худшем положении (неудовлетворительная ситуация). Итак, подсчитав Z-коэффициент для компании, можно затем трансформировать абсолютную меру финансового положения в относительную меру финансовой деятельности.

Другими словами, если Z-коэффициент может свидетельствовать о том, что компания находится в рискованном положении, то PAS-коэффициент отражает историческую тенденцию и текущую деятельность на перспективу.
Сильной стороной такого подхода является его способность сочетать ключевые характеристики отчета о прибылях и убытках и баланса в единое представительное соотношение. Так, компания, получающая большие прибыли, но слабая с точки зрения баланса, может быть сопоставлена с менее прибыльной, баланс которой уравновешен. Таким образом, рассчитав PAS-коэффициент, можно быстро оценить финансовый риск, связанный с данной компанией, и соответственно варьировать условия сделки.

В сущности, подход основан на принципе, что целое более ценно, чем сумма его составляющих.
Дополнительной особенностью этого подхода является использование "рейтинга риска" для дальнейшего выявления скрытого риска. Этот рейтинг статистически определяется только, если компания имеет отрицательный Z-коэффициент, и вычисляется на основе тренда Z-коэффициента, величины отрицательного Z-коэффициента и числа лет, в продолжение которых компания находилась в рискованном финансовом положении. Используя пятибалльную шкалу, в которой 1 указывает на "риск, но незначительную вероятность немедленного бедствия", а 5 означает "абсолютную невозможность сохранения прежнего состояния", менеджер оперирует готовыми средствами для оценки общего баланса рисков, связанных с кредитами клиента.
Существующие подходы оценки эффективности управления с точки зрения рыночной стоимости корпорации включают различные методики. Среди основных это определение рыночной стоимости на основе оценки капитализации дохода корпорации, другой на основе курсовой стоимости акций корпорации.
При первом подходе цена предприятия (V) определяется капитализацией прибыли по формуле:
V=P/K
где P ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов;
K средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заемный и акционерный капиталы).
Снижение цены предприятия означает снижение его прибыльности либо увеличение средней стоимости обязательств (требования банков, акционеров и других вкладчиков средств). Прогноз ожидаемого снижения требует анализа перспектив прибыльности и процентных ставок.
Целесообразно рассчитывать цену предприятия на ближайшую и долгосрочную перспективу. Условия будущего падения цены предприятия обычно формируются в текущий момент и могут быть в определенной степени предугаданы (хотя в экономике всегда остается место для непрогнозируемых скачков).
Методика оценки рисков корпоративного управления разработана Brunswick UBS Warbur g66
При этом разнообразные реально существующие и потенциальные риски, связанные с корпоративным управлением, подразделяются на восемь категорий и 20 подкатегорий, каждой из которых соответствуют четко определенный коэффициент риска и указания по его применению.
Оценка каждого из видов рисков производится путем присуждения штрафных баллов. Соответственно, чем выше рейтинг той или иной корпорации по совокупности набранных ею баллов, тем большая степень риска и, следовательно, ниже уровень эффективности корпоративного управления. Присуждение штрафных баллов по категориям выглядят следующим образом (Таблица 1.4.1.).
Таблица 1.4.1.
Методика оценки риска корпоративного управления

Наименование категории
макс баллов
Непрозрачность
14
-Финансовая отчетность по US GAAP/IAS
6
-Репутация открытости
4
-Программа АДР
2
-Уведомления о годовых/внеочередных общих собраниях акционеров
2
Размывание акционерного капитала
13
-Объявленные, но не выпущенные акции
7
-Блокирующий пакет акций у портфельных инвесторов
3
-Наличие защитных мер в уставе
3

продолжение таблицы 1.4.1.

Наименование категории
макс баллов
Вывод активов/трансфертное ценообразование
10
-Акционеры с контрольным пакетом акций
5
-Трансфертное ценообразование
5
Слияние/реструктуризация
10
-Слияние
5
-Реструктуризация
5
Банкротство
12
-Просроченная кредиторская задолженность или проблемы с задолженностью по расчетам с бюджетом
5
-Задолженность
5
-Финансовое управление
2
Ограничения на покупку и владение акциями
3
Ограничение на владение иностранцев акциями или на их участие в голосовании
3
Инициативы в области корпоративного управления
9
Состав Совета директоров
3
Хартия корпоративного управления
2
Наличие иностранного стратегического партнера
1
Дивидендная политика
3
Реестродержатель
1
Качество
1
Итого
72


Содержание раздела