Количество приватизированных предприятий


к этому времени доля акций, перешедших в руки внешних акционеров, составила 60,5%, что, исключая допустимый процент аффилированных по отношению к менеджменту корпорации акционеров, составляла контрольный пакет акций. Это подтверждает также тот факт, что одновременно со сменой генеральных директоров происходила и смена председателя Совета Директоров. Целесообразно отметить и тот факт, что сменяемость высших менеджеров предприятий оказалась прямо пропорциональна размеру предприятия: на предприятиях среднего размера (численность занятых от 200 до 1000 человек) сменилось в общей сложности 60% генеральных директоров, на крупных (от 1001 чел. до 10000 человек) 80%, на сверхкрупных (свыше 10000 человек) 90%. Можно предположить, что это отражает наиболее активную борьбу за контроль над крупными или сверхкрупными предприятиями.
На средних предприятиях либо менее болезненно решился вопрос «кто собственник», либо заинтересованность средними предприятиями наступит вслед за установлением контроля за более крупными «кусками» российской промышленности.
Таким образом, изучение структуры Совета директоров 43 ОАО Свердловской области подтвердило ранее сделанные выводы о том, что в РФ протекает процесс передела собственности, свидетельством чего является смена как председателя Совета директоров, так и генерального директора. Причем консолидация пакетов акций корпораций происходит через аффилированные компании, что затрудняет учет фактической структуры акционерной собственности. К тому же проведенные исследования позволяют сделать выводы о низком участии государства в управлении принадлежащими ему пакетами акций российских предприятий, что позволяет другим участникам корпоративных отношений иметь дополнительных представителей в Совете директоров.
Исследование российской модели корпоративного управления позволяет нам выделить основные черты и отличия. Во первых, выбранный способ приватизации российских предприятий привел к распылению акционерного капитала и к тому, что многие предприятия продали недооцененными. Контроль над большинством корпораций сосредоточился в руках менеджеров корпорации. Это способствует процессам перераспределения собственности путем концентрации акций корпораций, принадлежащих работникам, в руках менеджеров либо внешних собственников.

Во вторых, слабое участие государства в управлении государственными пакетами акций приватизированных предприятий. В - третьих, спекулятивная функция фондового рынка, препятствующая его эффективному воздействию на корпоративные отношения. Низкая ликвидность акций большинства российских корпораций в совокупности с большим числом корпораций создает предпосылки для развития рынка корпоративного контроля.

В-четвертых, повсеместная эксплуатация института банкротств как средства передела собственности или оказания государством политического влияния на самостоятельных субъектов рыночной экономики.
В целом, достаточно слабое развитие внешних механизмов корпоративного управления. В пятых, отсутствие эффективного механизма формирования денежного вознаграждения генеральных директоров российских корпораций, и, в общем, отсутствие профессионального института наемных управляющих.


2.3. Изучение региональных особенностей развития корпоративного управления на примере промышленных предприятий Республики Татарстан.
Влияние корпораций Республики Татарстан на экономику России и даже мировую экономику достаточно существенно. Это подтверждается следующими фактами. Согласно данным Госкомстата, в России действуют немногим более 250 промышленных предприятий, которые по отдельным видам продукции занимают долю свыше 35 процентов рынка соответствующего товара и при этом производят около 20 процентов продукции от общего объема промышленного производства страны. Впервые составлен рейтинг, позволяющий делать сравнительные оценки степени их влияния на экономику.

При составлении использовались следующие показатели: объем выручки, объем налоговых отчислений, количество занятых на предприятии, доля на рынке продукции (монопольность). В пятерку компаний, оказывающих наибольшее влияние на экономику страны, вошли (расположены по убывающей) ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", нефтяные компании ЛУКОЙЛ и ЮКОС, Норильский никель.


Среди первой сотни наиболее влиятельных корпораций в России шесть корпорации Республики Татарстан. Татнефть занимает 12-е место, Нижнекамскнефтехим - 20-е, КамАЗ - 28-е, Татэнерго - 32-е, Казаньоргсинтез - 38-е, Нижнекамскшина - 63-е. При этом Нижнекамскнефтехим среди нефтехимических предприятий страны занимает первую позицию, за ним следует Нижнекамскшина. В химической отрасли страны первым является также предприятие нашей республики - Казаньоргсинтез.

Четвертые позиции среди своих "коллег" занимают Татнефть, КамАЗ (машиностроение), Татэнерго.
Республика Татарстан регулярно входит в группу лидеров по инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Является участником международных отношений. Поэтому, по нашему мнению, процессы возникновения и развития корпоративного управления в республике оказывают в целом существенное влияние и на развитие российской экономики.
Как и в России, начало 90-х годов в Татарстане характеризовалось трансформацией системы управления и возникновением корпоративного управления. Однако, хотя и прослеживаются общие принципы данных процессов в РФ и РТ, необходимо отметить, что обозначились и существенные отличия в формировании татарстанской модели корпоративного управления. В чем они выражаются и чем вызваны, - это вопросы, которые, мы считаем, целесообразно, осветить в данном параграфе нашего исследования.
Историческую хронологию процесса приватизации в Республике Татарстан наглядно демонстрирует 2.3.1.
2.3.1. Количество приватизированных предприятий в РТ (штук)
Динамика приватизации свидетельствует об увеличении активности в период с 1992 по 1995 годы. В результате преобразования собственности в Республике Татарстан посредством приватизации республиканских предприятий по состоянию на 1 января 2000 года образовано 783 акционерных общества и 92 общества с ограниченной ответственностью; общее число приватизированных предприятий на 1 января 2000 года составляет 1162, или свыше
61 % от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации, в том числе по отраслям (таб.2.3.1.)
Таблица 2.3.1.
Доля приватизированных предприятий по отраслям в РТ121



Отрасли
Доля приватизированных  предприятий (%)
Промышленность, транспорт и связь, НИИ и КБ,
55,3
  в том числе:

  - предприятия легкой и деревообрабатывающей промышленности
87,7
  - предприятия машиностроения и металлообработки
49,4
  - предприятия топливного, нефтяного и нефтехимического комплекса
80
  - предприятия транспорта
86,9
  - предприятия связи и полиграфии
5,4
  - НИИ и КБ
32,6
  - прочие
63,6
Агропромышленный комплекс(без учета колхозов и совхозов, подлежащих преобразованию по Указу Президента РТ)
70,7
Строительный комплекс
85,4
Непроизводственная сфера (предприятия и объекты торговли, общепита, бытового обслуживания)
56,8



Приватизированными предприятиями промышленности производится около 82% продукции, в строительном комплексе выполняется 80% строительно-монтажных работ. При этом государство сохраняет контрольные пакеты акций и продолжает играть ведущую роль в топливно-энергетической, нефтехимической и некоторых других отраслях.
В 2000 году приватизация объектов государственной собственности продолжилась, что позволило привлечь инвестиций на сумму около 300 млн. руб. Эти цифры сопоставимы с размерами дивидендных выплат. Общий размер дивидендов, начисленных на государственную долю акций по итогам деятельности в 2000 году предприятий Татарстана, составил 310 миллионов рублей.
Максимальный размер дивидендов в 630 процентов годовых начислено в ОАО "Альметьевский насосный завод". "Татнефть" определила их в 300 процентов, "Казаньоргсинтез" - 250, "Нижнекамскнефтехим" - 150, "Нижнекамскшина"- 50. Впервые с момента акционирования на годовом собрании "Казанского моторостроительного объединения" решено начислить 100-процентный размер дивидендов на акции предприятия.
В то же время решение о выплате дивидендов в 2000 году принято только в 100 акционерных обществах, что говорит о потенциале роста государственных доходов.
В 2001 году Госкомимущества Татарстана в результате приватизации госпредприятий и реализации госпакетов акций планирует привлечь инвестиций на сумму 665 млн. руб. и $2 млн.
Хотя можно наблюдать достаточно схожую картину процессов приватизации в Республике Татарстан и в Российской Федерации, однако это лишь вершина айсберга. А в истоках процессов реорганизации собственности лежали принципы более плавной трансформации экономики с непосредственным контролем со стороны государства.
Схема, по которой проводилась приватизация в Татарии, существенно отличалась от федеральной. В частности, населению выдавались не только общероссийские, но и местные ваучеры - так называемые именные приватизационные вклады, дававшие право на покупку акций ведущих предприятий республики.



Содержание раздела