Организация энергетического хозяйства предприятия


ППР осуществляется по плану-графику, разработанному на основе нормативов ППР:
- продолжительности ремонтного цикла;
- продолжительности межремонтных и межосмотровых циклов;
- продолжительности ремонтов;
- категорий ремонтной сложности (КРС);
- трудоемкости и материалоемкости ремонтных работ.
Ремонтный цикл — это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или период работы между двумя капитальными ремонтами.
Структура ремонтного цикла — это порядок чередования ремонтов и осмотров, зависящих от типа оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Например, для агрегатных финишных станков структура ремонтного цикла имеет следующий вид
К-О-О-М1-О-О-М2-О-О-С1-О-О-М3-О-О-М4-О-О-С2-О-О-М5-О-О-М6-О-О-К,
где К — это капитальный ремонт (или ввод оборудования в эксплуатацию);
С — средний ремонт;
М — малый ремонт;
О — осмотр;
1, 2, 3, ..., 6 — порядковый номер ремонта в цикле.
Продолжительность ремонтного цикла — промежуток времени между двумя капитальными ремонтами.
Категория ремонтной сложности (КРС) присваивается каждой единице оборудования. В качестве ремонтной единицы принята 1/11 трудоемкости капитального ремонта токарно-винторезного станка 16К20, относящегося к одиннадцатой группе сложности.

Для единицы ремонтной сложности рассчитаны нормативы в часах для ремонтов по видам работ:
- слесарные;
- станочные;
- прочие (окрасочные, сварочные и др.).
Категория ремонтной сложности для механической и электрической частей оборудования рассчитываются отдельно.
Категория ремонтной сложности универсального оборудования определяется по справочнику ППР.
КРС специального технологического оборудования (a р.c) определяется трудоемкостью ремонтных работ:
,
где tiслес — норма времени выполнения каждой слесарной операции, в нормо-часах;
tр.е.слес — норма времени на одну ремонтную единицу капитального ремонта оборудования, в нормо-часах;
m — типовой перечень слесарных работ (с указанием процентов замены изношенных важнейших деталей), выполняемых при проведении капитального ремонта.
Для большинства оборудования в машиностроении и приборостроении норма времени на одну ремонтную единицу равна:
- 23 часа для механической части оборудования;
- 11 часов для электрической части.
8.3. Организация энергетического хозяйства предприятия
Задачи энергетического хозяйства предприятия:
- обеспечение бесперебойного снабжения производства всеми видами энергии;
- наиболее полное использование мощности энергоустройств и их содержание в исправном состоянии;
- снижение издержек на потребляемые виды энергий.
В зависимости от особенностей технологических процессов на предприятиях потребляются различные виды энергий и энергоносителей, для обеспечения которыми и создается энергетическая служба:
- это электроэнергия, тепловая энергия (перегретый пар, горячая вода), сжатый воздух, природный газ, газы (углекислота, аргон, азот, хлор, кислород, водород), вода разной степени очистки, а также централизованные системы отопления, канализации (ливневой, сточной, фекальной, химически загрязненной), вентиляции и кондиционировании воздуха.
Структура энергетической службы (примерная) приведена на 8.4.

8.4. Структура энергетической службы предприятия
Функции энергетической службы предприятия:
- разработка нормативов, касающихся энергетической службы;
- планирование потребности всех видов энергии и энергоносителей, составление энергетического баланса предприятия;
- планирование ППР оборудования;
- планирование потребности в запчастях;
- организация выработки (обеспечения) предприятия всеми видами энергии;
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами энергии;
- организация ремонтных работ оборудования;
- разработка технической документации для проведения монтажных, ремонтных работ оборудования и энергетических коммуникаций (сетей);
- организация обслуживания энергетического оборудования, сетей, линий связи;
- контроль за качеством ремонтных работ;
- организация монтажных, пусконаладочных работ нового оборудования, демонтаж и утилизация списанного оборудования по энергетической части;

- надзор за правилами эксплуатации оборудования;
- контроль за расходами всех видов энергии.
Расчет потребности в энергии и энергетический баланс предприятия
Организация и эксплуатация энергохозяйства основаны на планировании производства в энергии и определении источников ее покрытия. Потребность в энергоресурсах устанавливается на основе норм их расхода и годовой программы выпуска продукции.
Кроме энергии на производственные цели, учитывается ее расход на освещение, вентиляцию, отопление, а также потери в заводских сетях.
Потребность в технологической энергии рассчитывается из норм расхода по операциям или видам оборудования.
Расход энергоносителей — сжатого воздуха, инертных газов, пара и т.д. (м3)
,
где nрэм — норма расхода энергоносителей на один час работы оборудования (метр кубический);
Fд — действительный фонд времени работы оборудования за этот период времени;
Kз — коэффициент загрузки оборудования по времени;
Kпс — коэффициент потерь в сетях.
Потребность в электрической энергии (квт. ч.)
,
где е M — суммарная мощность действующих электроустановок (в квт.);
Kс — коэффициент спроса, учитывающий недогрузку по мощности;
Годовая потребность в топливе на производственно-технологические нужды (кг, м3)
,
где Vтепл — расход тепла в год (кал);
g — калорийность топлива (кал/кг, кал/метр кубический);
Kкпд — коэффициент полезного действия котельной установки.
Энергетический баланс предприятия составляется в виде таблицы (табл. 8.1).
Таблица 8.1
Энергетический баланс предприятия

Вид энергии Потребность в год Источники получения
Собственное производство Сторонние источники
Электроэнергия 100 млн. квт. ч. - 100 млн. квт. ч
Тепловая энергия 32 Г кал 12 Г кал 20 Г кал
Вода питьевая 100 000 м3 80 000 м3 20 000 м3
и т.д.

8.4. Организация транспортного хозяйства предприятия
Задачи транспортного хозяйства — осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.
Классификация транспортных средств предприятия приведена в табл. 8.2.
Таблица 8.2
Классификация транспортных средств предприятий

Признак Характеристика
1. Зона
применения
1.1. Внешний транспорт (для связи предприятия с внешними транспортными системами):
- железными дорогами;
- аэропортами;
- речными и морскими портамии др. предприятиями.
1.2. Внутризаводской — для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами. Он состоит:
- из межцехового транспорта;
- внутрицехового транспорта (для перемещения грузов между участками и рабочими местами);
- межоперационного транспорта (для перемещения грузов между рабочими местами).
2. Вид
транспортного
средства
2.1. Колесный транспорт
Железнодорожный
Автомобильный
Автопогрузчики
Электротранспорт (электрокары, вильчатые погрузчики, электротягачи)
2.2. Транспортные конвейеры
2.3. Монорельсовые дороги (в т. ч. с автоматическим адресованием грузов)
2.4. Трубопроводный транспорт
2.5. Пневмотранспорт
2.6. Роботы и роботрейлеры

Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.
Примерная структура транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на 8.5.



8.5. Структура транспортной службы предприятия
Функции транспортной службы предприятия:
- разработка нормативов, касающихся транспортной службы;
- планирование потребностей всех видов транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
- планирование ППР транспортных средств;
- планирование потребности приобретения запчастей;
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
- обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
- организация осмотров и ремонта транспортных средств;
- организация безопасности движения;
- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.
Планирование потребности в транспортных средствах (ТС)
Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот — это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
Грузопоток — количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.



Содержание  Назад  Вперед