погрузочно-разгрузочные операции;
хранение товаров;
комплектование торгового ассортимента;
сортировка, фасовка, подготовка к продаже. Принципы рационализации товародвижения:
использование кратчайших путей движения товаров;
установление оптимальной звенности товародвижения;
правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование;
применение прогрессивной системы товароснабжения с ис
пользованием тары-оборудования и средств механизации по-грузочно-разгрузочных и складских работ.
Методы доставки товаров:
централизованный завоз — доставка товаров силами и средствами поставщика на основе заявок розничных предприятий;
децентрализованный завоз — доставка товаров розничными предприятиями собственным или привлеченным транспортом.
Маршруты доставки:
линейные (маятниковые) маршруты доставки товаров за один рейс в один магазин;
кольцевой — маршрут доставки товаров одним рейсом нескольким розничным предприятиям.
Стоимость доставки товаров зависит от:
методов доставки, их форм;
маршXутов доставки;
технологии доставки;
видов транспортных средств;
организации доставки.
Частота завоза товара зависит от:
физико-химических свойств товаров;
предельных сроков и реализации;
среднедневного объема продажи;
размера установленных неснижаемых товарных запасов;
емкости подсобных помещений;
оборудования в торговом зале;
минимальной нормы доставки;
грузоподъемности машины;
уровня расходов по доставке.
В США частота завоза товаров в магазины по отдельным товарным группам составляет:
овощи и фрукты — 48% объема поставки завозится 5 раз в неделю;
молочные продукты — соответственно 34% — 6 раз в неделю;
мясо и колбасные изделия — 40% — 3 раза;
бакалейные товары — 41% — 2 раза;
хлеб — 67% — 6 раз;
непродовольственные товары — 40% — 1 раз.
Количество заказываемых товаров зависит от:
частоты завоза;
среднедневной реализации;
неснижаемых запасов и остатков товаров на день завоза;
емкости холодильного оборудования (для быстропортящихся товаров).
График завоза — расписание времени отборки и доставки
товаров в магазины, в котором указывают номер маршрута, дни
завоза, наименование торгового предприятия, его адрес, вид
транспорта, часы доставки.
Товарные аукционы, торги, ярмарки, биржи, торгово-промышленные выставки
Товарные аукционы — специально организованные, периодически действующие в определенных системах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену (товары должны обладать индивидуальными свойствами).
Этапы проведения аукциона:
подготовка;
осмотр товара;
торг;
оформление и исполнение аукционной сделки.
Лот — партии товара, рассортированные по признаку однородности качества, предназначенные для аукционной продажи.
Торги — способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков; заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов.
Виды торгов:
открытые, когда в торгах участвуют все желающие фирмы;
закрытые, когда к участию в торгах приглашаются лишь определенные фирмы.
Этапы проведения торгов:
подготовка;
представление предложений;
выбор поставщика;
подписание контракта.
Тендер — извещение о предстоящих торгах, или комплект тендерной документации, или предложение принять участие в торгах.
Ярмарка — это периодически действующий рынок, т.е. рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте в определенное время года и на установленный срок.
Цель ярмарки — дать возможность ее участникам продемонстрировать образцы своего производства, новые достижения и технические усовершенствования с целью заключения торговых сделок.
Дирекция ярмарки осуществляет обслуживание участников, руководит процессом согласования развернутого ассортимента, регулирует ход заключения договоров, осуществляет их учет и регистрацию, ведет оперативную отчетность, арендует помещение, оборудование, ведет бухгалтерскую и оперативную отчетность.
При заключении фьючерсного контракта согласовываются только цена и срок поставки (позиция).
Хеджирование продажей — это продажа на срочной бирже фьючерсных контрактов при закупках равного количества реального товара с целью страхования от риска падения цен к моменту поставки реального товара.
Торгово-промышленные выставки — периодически действующий рынок, организованный с целью показать научно-технические достижения, где разрешается совершение коммерческих сделок по выставленным образцам.
Виды торгово-промышленных выставок:
краткосрочные;
передвижные;
постоянные выставки образцов.
Виды оптовых торговых услуг
Оптовые торговые услуги разделены на:
технологические (хранение, подсортировка, фасовка, упаковка, маркировка, экспедирование);
коммерческие (реклама, информация, торгово-посреднические, комиссионные);
организационные (консультации по формированию ассортимента, качеству, организации продажи, маркетинга).