Предприятия, занимающие на рынке доминирующее положение


Аналогично поступают и во многих других странах. Например, в США в течение нескольких десятилетий применялся показатель: доля 4 крупнейших предприятий. Доля фиксированного числа предприятий имеет, однако, один недостаток. Этот показатель дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей.

Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показатель индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В отечественной практике до недавнего времени использовался только один показатель статистики концентрации доля отдельного предприятия на рынке продаж, что явно недостаточно. Использование зарубежного опыта в этом плане позволит обеспечить объективность при определении уровня концентрации, лучше знать структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики.
Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г., является первым в истории России антимонопольным законодательным актом. В развитии экономики России этому закону отводится важная роль, поскольку без появления и развития конкуренции, ограничения и пресечения монополистической деятельности предприятий невозможен переход к рынку. Закон призван способствовать созданию благоприятных условий для конкурентной среды.
Для проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства закон предусмотрел образование специальных органов исполнительной власти Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений и наделил их рядом властных полномочий, в том числе давать нарушителям предписания и применять к ним различные виды санкций.
Нормы закона, запрещающие монополистическую деятельность, адресованы хозяйствующим субъектам (предпринимателям), занимающим доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ключевым для закона является понятие «хозяйствующий субъект предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке». В актах антимонопольного законодательства понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение» и «предприятие-монополист» употребляются как синонимы.
В соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции для признания положения предприятия как доминирующего необходимо выявление двух условий его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию. Если величина доли предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим.
В дальнейшем был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно этому закону ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение. Наиболее важным нововведением является уточнение критериев, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка (раньше было 35% и более).

Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. Таким образом, наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм.
Прежние 35% рынка, как и раньше, оставлены в качестве нижней планки, т.е. если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не может быть признано доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем, антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение, а за злоупотребление им.
Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах. Она исчисляется по значениям коэффициентов концентрации (например, CR 3 доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов) и индекса ГерфиндаляГиршмана (HHI), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка. HHI рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:


,
где Н - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);
- доля 1-го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).
Величина HHI варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).
1. Нормальная концентрация CR 3 45%; HHI 1000.
Вывод: неконцентрированный рынок.
2. Средняя степень концентрации: 45% CR 3 70%;
1000 HHI 2000.
Вывод: умеренно концентрированный рынок.
3. Высокая степень концентрации: CR 3 70%, HHI 2000.
Вывод: слабая конкурентная среда.*
* См.: Развитие конкуренции на рынках РФ (доклад ГКАП РФ)//Вопросы экономики. - 1995. -№ 11.

По результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку, оцениваются наличие и степень развитости конкуренции.
При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.
Другой важнейшей характеристикой концентрации производства являются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе. Подобные показатели в отличие от отраслевых не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.
Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства, т.е. оно сосредоточено в основном на крупных предприятиях, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 4.1.
Число предприятий-монополистов, включенных в федеральный раздел государственного реестра объединений и предприятий-монополистов, составило: 1993 г. - 547, 1994 г. - 499, 1995 г.-487,1997 г.-265.
Наиболее монополизированы такие отрасли, как черная металлургия, машиностроение и цветная металлургия.
Таблица 4.1
Предприятия, занимающие на рынке доминирующее положение в 1997 г*



Удельный вес, %


Число хозяйствующих субъектов**
в общем числе предприятий
объема производства их продукции в общем объеме производства
объема производства продукции, по которой хозяйствующие субъекты включены в Реестр, в общем объеме их производства
Вся промышленность
265
1,3
16,7
25,7
в том числе:








топливная
7
1,5
5,9
3,9
черная металлургия
28
10,9
67,9
12,6
цветная металлургия
27
5,9
32,0
19,7
химическая и нефтехимическая (без химико-фармацевтической промышленности)
41
7,1
25,8
20,7
машиностроение и металлообработка (без промышленности медицинской техники)
136
2,6
28,2
49,5
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
8
0,3
8.1
19,1
промышленность строительных материалов
3
0,2
2,2
76,3
легкая
1
0,1
0,3
7,8
пищевая
8
0,2
0,6
48,9


* Промышленность России: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 1998.
** Согласно Реестру хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

Однако исследования, проведенные ГКАП, показывают, что реальная ситуация не столь однородна. Монополии национального масштаба, т.е. предприятии, представленных на том или ином товарном рынке России в единственном числе, относительно немного, и основном это так называемые «технологические монополии»: оборонный комплекс, трубопроводный транспорт, почта и др.
Более характерны для экономики страны другие модели:
локальный монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Примером могут служить предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции или по обслуживанию населения в отдельных районах страны, которые занимают монопольное положение;
олигополия - наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение (например, производство легковых автомобилей);
наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров (например, концерн «Газпром»);
деконцентрированные отрасли (например, розничная торговля) и рынки (например, рынки банковских, страховых услуг, рынки бытовой и офисной мебели и др.).
Однако степень концентрации производства на внутреннем рынке не является единственным критерием, определяющим состояние конкурентной среды. В условиях либерализации внешней торговли все большую роль начинают играть экспортно-импортные операции, их характер и масштабы.
Действующее антимонопольное законодательство в России, естественно, еще далеко от совершенства и, по сути, только формируется. Его недостатки:
не разработана целостная система объективных показателей статистики концентрации производства с учетом накопленного опыта ведущих капиталистических стран.



Содержание раздела