Неоспорим успех Швеции на рынке труда.


Сочетание общих реструктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средств совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе.

Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг[10].
Чили "Чилийское экономическое чудо" возникло благодаря жесткой руке генерала Пиночета. В 1973 г. экономика страны находилась в состоянии экономического коллапса полное отсутствие товаров, сумасшедший черно-рыночный курс доллара. Национализированные предприятия не функционировали, валютный резерв проеден, инфляция пустилась в галоп.

К власти пришел умный политик, человек с высшим экономическим образованием, полученным в США, Пиночет. Основным элементом вывода страны из кризиса считался рынок.
Реформы 1974 г. генерала Пиночета:

  • либерализация цен;
  • отмена запретов на предпринимательскую деятельность, благоприятные налоги;
  • денационализация большинства предприятий;
  • снижение государственных затрат;
  • установлен реальный обменный курс к доллару.

В результате в 1975 г. чилийцы испытали шок, уровень жизни еще больше упал, но уже со следующего года начался рост. Однако, несмотря на реформы, в Чили в 1982 г. разразился экономический кризис. Стал иссякать поток иностранного капитала, т.к.

Рейган, пришедший к власти, создал благоприятные условия для размещения капиталов в собственной стране.
Поиск выхода:

  • завершена денационализация;
  • сокращены до минимума государственные расходы;
  • созданы наилучшие условия для иностранного капитала.

Экономические показатели Чили на сегодня:

  • наименьший в Латинской Америке внешний долг в пересчете на душу населения;
  • отсутствие инфляции;
  • темпы экономического роста 5%[11].

Бразилия После Второй мировой войны Бразилия берет курс на индустриализацию некогда аграрная страна мечтает стать в один ряд с супердержавами. Для этого из соцэкономики заимствуются пятилетние планы. В 60-70-х годах темпы экономического роста Бразилии составляли 10-15%, а приоритетным направлением стала ядерная энергетика. «Бразильское чудо» лопнуло из-за энергетического кризиса 70-х. Являясь крупнейшим экспортером нефти, Бразилия вынуждена активно брать кредиты на покупку топлива, иначе встал бы весь аграрный комплекс Бразилии. Долги росли.

В итоге уровень инфляции в 1983 году превысил 100%. И тогда в Бразилию прилетели эмиссары МВФ. Они предложили программу финансовой стабилизации, которая еще глубже посадила Бразилию в долговую яму[12].
Индонезия После обретения независимости правительство Индонезии основной упор сделало на решение продовольственной программы. Индонезия один из крупнейших экспортеров газа, а вот с продуктами питания там всегда было туго. Были составлены перспективные планы развития.

Однако, из-за недостаточного уровня производства ничего не получилось. Продовольствие и нефть по-прежнему закупали за рубежом. Росли внешние долги. Постепенно власти смирились с быстрорастущей зависимостью от краткосрочного, в основном спекулятивного капитала.

После того, как иностранные инвесторы перестали ссужать «короткие» деньги, на фондовых рынках Азиатского региона произошел обвал.


И тут не обошлось без МВФ. Согласно их требованиям, Индонезия приступила к либерализации торговли и инвестиций. Затем сняла все ограничения на импорт судов, открытие филиалов иностранных банков и совместных предприятий. По указке МВФ в Индонезии отменили все налоговые и таможенные льготы, дотации на развитие автомобильной и авиационной промышленности.

Итог смена правительства на фоне массовых беспорядков.
Итак, на прилавках импорт; свои, местные, - фактически при смерти. А мертвые налогов не платят. В этот момент МВФ предлагает странам кредит.

Но деньги быстро кончаются. Правительству приходится снова обращаться в МВФ. Затем снова и снова.

Спустя несколько лет страна оказывается на кредитной игле[12].
Выводы К концу 1991 года страна оказалась в катастрофической ситуации. Непродуманные действия в сфере управления экономикой проявились в разрушении хозяйственных связей между производителями, отсутствие стимулов к производительному труду, утрате доверия к национальной валюте. Усиливался спад производства. Экономическая ситуация усугублялась внешне- и внутриполитическими проблемами, связанными с распадом СССР. Налоговая система не обеспечивала поступления доходов в условиях развивающейся инфляции, рост денежной массы не поддавался контролю.

Ускорителем негативных процессов явилось тяжелое внешнеэкономическое и валютное положение страны, значительный размер внешнего долга при резком сокращении золотого и валютного запасов. Резкое падение экспорта обусловило катастрофическую нехватку валютных средств. Вдобавок, на мировом рынке подешевела нефть основной источник нашего благосостояния.

Страна Советов начала брать в долг.
Что потребовал МВФ от России в обмен на доллары?
Концепция рыночных преобразований была такова:

  1. приватизация крупных предприятий для создания эффективных собственников и юридическое оформление основ рыночной экономики;
  2. либерализация цен и внешней политики, чтобы открыть экономику России;
  3. жесткая денежно-кредитная и политика для стабилизации национальной валюты;
  4. прекращение субсидий убыточным предприятиям для увеличения бюджетных ресурсов и проведения процедуры их банкротства;
  5. минимальный бюджетный дефицит: сокращение государственных расходов (за счет свертывания социальных программ) и увеличение доходов, т.е. повышение налогов;
  6. девальвация национальной валюты для стимулирования экспорта.

Наша ситуация усугубилась еще и тем, что рыночной экономики здесь отродясь не видали. Если в той же Бразилии или Чили народ хотя бы представлял, что такое деньги и как они работают, то наших сограждан, воспитанных на идеях коммунизма, учили, что не в деньгах счастье. Россияне не были готовы к реформам и рынку, где каждый отвечает сам за себя.

И ни каких тебе государственных гарантий.
В отличие от латиноамериканских реформ российские не привели даже к кратковременному или эпизодическому росту, напротив, они сопровождались колоссальным падением производства, продолжающимся по сегодняшний день.
Сегодня страны, находившиеся под патронажем МВФ, уже заявили о своей неплатежеспособности. Логично предположить, что если Россия будет следовать советам МВФ, то ее ждет такая же участь.
Может, стоит попробовать делать шаги в прямо противоположном направлении? То есть увеличивать пенсии и зарплаты и уменьшать налоги, исходя из собственных ресурсов и возможностей, платить по внешним долгам, а не тратить на это большую часть бюджетных доходов[12].
Нетрудно было заметить при рассмотрении перехода к рыночным отношениям зарубежных стран, что во многих странах первый его этап проходил при установлении диктаторского или тоталитарного режимов. Только в последние годы эти страны, разбогатев и твердо встав на ноги, позволили себе расслабиться и приоткрыть шлюзы для демократии.
Затем, наиболее очевидными при переходе от тоталитарной к свободной, рыночной экономике являются следующие рекомендации:

  1. основным двигателем экономических реформ должна быть частная инициатива;
  2. умеренное вмешательство государства в экономику;
  3. приватизация;
  4. стабилизация валюты;
  5. снижение налогов до рационального уровня;
  6. сильная социальная политика государства в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения;
  7. региональная экономическая самостоятельность;
  8. местное самоуправление.

Возможно, это и является одним из дальнейших путей развития России, так как в нашей стране проблемы всегда решались с опорой на самодержавие, на его силу и авторитет, а не на закон и демократию.
Главное высшая власть в правовом государстве должна принадлежать Закону, там, где не соблюдается законность, там неизбежен административный произвол, хаос, коррупция, разгул преступности и другие негативные проявления, что сейчас у нас в стране налицо.
Только приняв во внимание вышеперечисленные факторы, можно ожидать положительных сдвигов в российской экономике.
Список использованной литературы

  1. О коренной перестройке управления экономикой.Сборник нормативных документов.
    М.: Политиздат, 1987.
  2. Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. М.: Политиздат, 1991.
  3. Программа "500 дней" / Шаталин С.С., Петраков Н., Явлинский Г.А. и др.
  4. Леонтьев М. "500 дней" Григория Явлинского. Сегодня… // "Независимая газета". 13.02.1992.
  5. Федоров Б. Федеральная программа финансово-экономической политики России в 1993 году.
  6. Тавровский Ю. "Японское чудо" японский характер // Диалог. 1990. №3.
  7. Лев в тигриной стае // Океанские вести. 1999. №16.
  8. Южнокорейский феномен // Огонек. 1990. №37.
  9. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Прогресс, 1989.
  10. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль, 1991.
  11. Махов А. К процветанию под дулом автомата // "Московские новости". 13.05.1991.
  12. Москвина Н., Шипицина Н. Мировая мышеловка // "Московский комсомолец". 09.12.1999.


Содержание раздела