Размер страховых взносов устанавливался страховщиком


* САПП. 1994. № 15. Ст.

1174.

1 октября 1998 г. Правительством РФ принято постановление № 1139 Об основных направлениях развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998—2000 годах,* где дан анализ современному состоянию национальной системы страхования, определены основные цели и задачи в этой сфере. Так, к важнейшим задачам развития национальной системы страхования отнесены: во-первых, обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования. В связи с этим установлено, что одним из приоритетных направлений деятельности страховых организаций является повышение минимального размера уставного капитала и его формирование за счет денежных средств, а также подготовка кадров страховщиков и развитие страховой науки; во-вторых, ключевым моментом развития системы страхования является проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг, заключающейся в оптимизации пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования, не допуская необоснованного и неупорядоченного введения новых видов обязательного страхования; и, наконец, в-третьих, к основным задачам в области страхования отнесено повышение эффективности методов государственного контроля страхового сектора экономики, предполагающее создание нормативных и организационных основ страхового надзора в РФ, разработку процедур финансового оздоровления страховых организаций, определение специальных требований к страховым организациям, совершенствование условий лицензирования страховой деятельности и работы по подбору руководящих кадров, а также создание дифференцированной системы санкций, за нарушение страховыми организациями финансового и иного законодательства.
* СЗ РФ. 1998. № 10. Ст.

4968.


Особенности правоотношений, возникающих при обязательном страховании, позволяют отнести их к кругу правоотношений, регулируемых финансовым правом. Так, характерными чертами страховых правоотношений по обязательному страхованию, как и финансовых правоотношений, являются: во-первых, установление государством видов, порядка и условий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие государственного контроля (надзора) в этой сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в качестве обзательного субъекта отношений по обязательному государственному страхованию; во-вторых, применение при регулировании возникновения, изменения и прекращения этих правоотношений императивного метода (метода государственно-властных велений).
Прежде чем перейти к рассмотрению действующих в РФ видов обязательного страхования, следует заметить, что в соответствии с п. 3.2 Основных направлений развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998—2000 годах постановлено к числу важнейших видов обязательного страхования в целях соотнесения их (видов) с основными целями социально-экономического развития страны, отнести обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств, работодателей, отдельных категорий производителей продукции, работ и услуг (в том числе оценщики, регистраторы); ряд программ обязательного государственного страхования (страхование военнослужащих, государственных служащих, государственного имущества). При этом поставлена задача — в сжатые сроки на основе федерального закона регламентировать порядок осуществления уже введенных видов обязательного страхования (на сегодняшний день их число превышает 40), пересмотреть либо отменить ряд действующих нормативных актов, устанавливающих виды обязательного страхования.
Рассмотрим более подробно основные виды обязательного государственного страхования, действующие в Российской Федерации.
До вступления в силу в марте 1996 г. ч. 2 ГК РФ было предусмотрено обязательное страхование принадлежащего гражданам имущества,* поименованного в законодательстве. К имуществу, подлежащему обязательному страхованию, относилось: находящиеся в собственности граждан строения (жилые дома, садовые домики, дачи, хозяйственные постройки), а также животные (крупный рогатый скот, лошади и верблюды).


* См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1981 г.//ВВС. 1981. №40. Ст.

111.


Обязательное страхование строений проводилось на случай их уничтожения или повреждения в результате пожара, взрыва, удара молнии, наводнения, землетрясения, бури, урагана, цунами, ливня, обвала, оползня, паводка, селя, выхода подпочвенных вод, необычных для данной местности, продолжительных дождей и обильного снегопада, аварии отопительной системы, водопроводной и канализационной сетей, а также когда для прекращения распространения пожара или в связи с внезапной угрозой какого-либо стихийного бедствия было необходимо разобрать строения или перенести их на другое место. При этом не подлежали обязательному страхованию ветхие строения, если они не использовались для каких-либо хозяйственных нужд, а также строения, принадлежащие гражданам, место пребывания которых неизвестно. Исчисление стоимости (оценки) строений для целей обязательного трахования производилось по оценочным нормам с учетом износа строений.

В сельской местности эта оценка производилась органами страхования, а в городской местности — органами коммунального хозяйства.
Обязательное страхование животных проводилось на случай их гибели в результате болезней, несчастных случаев и стихийных бедствий, а также вынужденного убоя. Стоимость животных определялась по средним ценам на соответствующей территории в зависимости от вида и возрастной группы.
Размер страховых взносов устанавливался страховщиком.
В настоящее время страхование имущества и животных осуществляется на основе добровольного страхования. Однако, с учетом постановления Правительства РФ от 1 октября 1998 г., одобрившего Основные направления развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998—2000 годах, в целях освобождения бюджета от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, как это предусматривается основной позицией страхования в странах с развитой рыночной экономикой и с учетом международной практики страховой деятельности, страхование строений, а в определенных случаях и животных, должно быть вновь отнесено законодателем к обязательному виду страхования (за счет средств страхователя).
Разновидностью обязательного страхования имущества, установленного Федеральным законом О пожарной безопасности, является противопожарное страхование имущества, находящегося в ведении, пользовании либо распоряжении предприятий (в том числе иностранных юридических лиц), осуществляющих на территории России предпринимательскую деятельность, за счет средств названных предприятий.
Обязательное страхование может быть не только имущественным, но и личным, а также платным и бесплатным.
Основным видом обязательного личного страхования является обязательное личное страхование пассажиров, осуществляемое на основании Указа Президента РФ Об обязательном личном страховании пассажиров* от 7 июля 1992 г. (в редакции Указа Президента РФ от 6 апреля 1994 г.).** В Российской Федерации за счет взносов страхователей осуществляется страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций на время поездки или полета.
* САПП. 1992. № 2. Ст. 35.
** САПП. 1992. №2. Ст. 35; 1994. №15. Ст.

1174; СЗ РФ. 1998. №30. Ст.

3757.

Обязательное страхование не распространяется на пассажиров: всех видов транспорта международных сообщений; железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения; морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ, а тHкже автомобильного транспорта на городских маршрутах.
Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) устанавливаются страховщиками по согласованию с Министерством транспорта РФ либо Министерством путей сообщения РФ и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.* Сумма страхового платежа включается в стоимость билета (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) транспортной организацией независимо от ее организационно-правовой формы собственности. Обязательное страхование может быть и бесплатным: так, пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному страхованию без уплаты ими страхового взноса.
* В таком же порядке происходит и само формирование резервных фондов. См., например, действующее Положение о порядке формирования и использования резерва предупредительных мероприятий по обязательному личному страхованию пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в международном сообщении от 16 января 1995г., утв. руководителем Росстрахнадзора и директором Департамента автомобильного транспорта (Экономическая газета. 1995. № 5).


Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров установлена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездных документов минимальных размеров



Содержание раздела