Особенности взимания страховых взносов


№ 14. Ст. 1654. ****См., например: определение Конституционного Суда от 26 ноября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 49. Ст.

6103.
*****См., например- письмо Пенсионного фонда РФ О нотариусах, занимающихся частной практикой от 1 октября 1997 г. // Нормативные акты для бухгалтера. 1997. №21. С. 13—14.


Общие черты и особенности взимания страховых взносов в конкретные государственные социальные внебюджетные фонды наиболее полно можно выявить, если рассматривать их, исходя из основных элементов обложения этими платежами, закрепленных в законодательстве.
Так, едиными субъектами обложения обязательными страховыми взносами (кругом плательщиков) в государственные социальные фонды являются:
• работодатели-организации любых организационно-правовых форм;
• работодатели-организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции;
• граждане (физические лица) — работодатели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (если последние не являются индивидуальными предпринимателями);
• граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;
• индивидуальные предприниматели, в том числе и иностранные граждане, а также приравненные к ним плательщики (например, частные детективы и аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты);
• крестьянские (фермерские) хозяйства;
• родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.
Все плательщики (кроме работающих граждан) в обязательном порядке проходят регистрацию в территориальном органе конкретного внебюджетного фонда. Для вновь образованных организаций установлен максимальный срок для прохождения такой регистрации в 30 дней со дня учреждения. В соответствии же с Федеральным законом Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принятым 24 июля 1998 г., но не вступившим в законную силу, срок регистрации плательщика страховых взносов сокращен до 10 дней.*
* Данный закон вступает в силу не со дня его опубликования (Российская газета. 1998. 12 авг.), а одновременно с вступлением в силу Федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 27) (СЗ РФ.

1998. № 31. Ст. 3803).

Однако в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 24 июля 1998 г. со дня официального опубликования данного Закона производится предварительная регистрация страхователей (т.е. организаций), что дополнительно разъяснено Письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1998 г. № С 5-7/УЗ-645.

За неисполнение возложенных на организацию (страхователя) обязанностей по своей регистрации во внебюджетном фонде (у страховщика) предусмотрена финансово-правовая ответственность страхователя перед страховщиком.
В 1999 г. в соответствии с Федеральным законом О Федеральном бюджете на 1999 год (ст. 18,19), от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд освобождены федеральные суды, органы прокуратуры и таможенные органы (с заработной платы судей, прокуроров, следователей и работников таможенных органов, имеющих специальные звания), а также воинские формирования (Минобороны России, МВД России и т.п.), Минюст России, служба налоговой полиции (как получающие пенсию из бюджета РФ). Последние не уплачивают взносы и в другие вышеназванные внебюджетные фонды.
Плательщиками страховых взносов во все без исключения государственные социальные внебюджетные фонды не являются:*
общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80% , их региональные и территориальные организации;


организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов или имущество которых полностью принадлежит общественным организациям инвалидов, и в штатном расписании которых инвалиды составляют не менее 50% , и если доля выплат инвалидам в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
* СЗРФ.1999.№1.Ст.З.


Льгота для общественных организаций пенсионеров в 1999 г. отменена.
В 1999 г. впервые законодатель освободил от уплаты страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды:
индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;
организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ.
Основным элементом обложения обязательными страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды является также облагаемая база для исчисления страховых взносов. В 1999 г. она была существенно изменена.
Если в 1998 г. страховые взносы в Фонд социального страхования начислялись предприятиями, учреждениями и организациями, т.е. работодателями, только по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, а в Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования также и на выплаты по договорам подряда и поручения, то теперь облагаемой базой в Фонд социального страхования являются выплаты в денежной и (или) в натуральной форме, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования для работодателей — организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору. Хотя по-прежнему при уплате взносов в Фонд социального страхования в облагаемую базу не включаются вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, в том числе и по договорам подряда и поручения, возмездного оказания услуг (аудиторским, маркетинговым, юридическим, медицинским, по обучению), а также авторским договорам.
Облагаемая база при уплате страховых взносов в Государственный фонд занятости включает, помимо выплат в денежной и натуральной форме, в отличие от уплаты Фонд социального страхования, также и договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
При взимании же страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования включаются все выплаты, что и в Государственный фонд занятости, а также выплаты по авторским договорам для работодателей-организаций, для индивидуальных предпринимателей и для граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору либо выплачивающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера (предметом которых является выполнение работ и оказание услуг).
Облагаемая база при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, устанавливается в законодательстве, по аналогии с размером ставки платежей в этот внебюджетный фонд, дифференцирований по субъектам, т.е. в зависимости от категории плательщиков.

В целях удобства рассмотрим облагаемую страховыми взносами базу одновременно с указанием дифференцированного размера тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для этого перейдем к рассмотрению следующего элемента обложения: страхового тарифа — ставке страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) граждан, подлежащих пенсионному, социальному, медицинскому страхованию, а также страхованию на случай безработицы.
Страховой взнос как обязательный платеж по социальному страхованию рассчитывается всегда исходя из страхового тарифа с облагаемой базы, который работодатель (страхователь) обязан внести в государственный социальный внебюджетный фонд (страховщику).
В соответствии с действующим законодательством страховые тарифы дифференцированы лишь при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. Во все остальные внебюджетные социальные фонды установлен единый тариф страховых взносов. Однако с вступлением в законную силу Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предполагается ввести аналогичные страховые тарифы в Фонд социального страхования, дифференцировав их по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска (ст.

21 Закона).
Следует отметить, что тарифы страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды более стабильны, чем налоги.



Содержание раздела