О валютном регулировании и валютном контроле


* СЗ РФ. 1999. №11. Ст. 1279; Экономикам жизнь. 1992. №28; Вестник Банка России.

1999. № 1; Экономика и жизнь. 1999. № 17.

Освобождение от этой обязанности производится на основании указов Президента РФ при условии, что выручка будет использована на государственные или общественные цели.
Например, Указом Президента РФ Об освобождении Информационного телеграфного агентства России и Российского информационнVго агентства Новости от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг от 22 ноября 1994 г. эти агентства освобождены от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг, при условии направления высвобождаемых валютных средств на приобретение современного оборудования и совершенствование базисного сбора, обработки и передачи информации.*
* СЗ РФ. 1994. №31. Ст.

3262.

Закон О валютном регулировании и валютном контроле устанавливает следующий порядок осуществления текущих валютных операций резидентами:
текущие валютные операции осуществляются без ограничений;
валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации;
право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил; порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает Банк России. Порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, определяет Правительство РФ;
право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 4 Закона;
порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается высшим представительным органом Российской Федерации. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России устанавливается Президентом РФ с последующим представлением информации высшему законодательному органу Российской Федерации;
физические лица — резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию;
порядок вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (за исключением случаев, указанных в п. 6 ст. 6 Закона) устанавливает Банк России совместно с Государственным таможенным комитетом РФ.
Федеральным законом от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ установлено право физических лиц—резидентов вывозить из Российской Федерации без разрешения, но при соблюдении таможенных правил, наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США (Российская газета. 1999.

7 июля).
В отношении нерезидентов действуют следующие правила. Они имеют право:
иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации устанавливает Банк России;
без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;
продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Банком России;

беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, указанных в Законе, и в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом физические лица—нерезиденты вправе вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму иностранной валюты, ранее ввезенную, переведенную или пересланную в Российскую Федерацию, с предоставлением подтверждающих документов;


переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности, за исключением случаев, указанных в Законе, в порядке, установленном Банком России совместно с Государственным таможенным комитетом РФ.
Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте (ст. 11 Федерального закона Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 9 июля 1999 г.).
Порядок реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Банком России.* В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Банк России запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту.** При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.
* См.: Указ Президента РФ О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) аа иностранную валюту от 27 октября 1992 г. // Российская газета. 1992. 30 окт.
** См.: письмо Центробанка РФ Об изменении порядка реализации гражднам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту от 1 октября 1993 г.//Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию. 1994. № 3. С. 61—62. См. также: положение ЦБ РФ № 503 О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализацию физическими лицами товаров (работ, услуг) // Вестник Банка России.

1997. № 63.

Вопросы понятия драгоценных металлов и драгоценных камней, собственности на них и порядка осуществления операций с ними урегулированы Федеральным законом О драгоценных металлах и драгоценных камнях от 26 марта 1998 г.*
* СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463; Российская газета.

1999. 7 апр.


В соответствии с законом под драгоценными металлами понимаются: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Этот перечень может быть изменен только федеральным законом.
Под драгоценными камнями понимаются: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, который устанавливается Правительством РФ. Перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.
Закон предусматривает, что добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче указанных объектов, являются собственностью субъектов добычи, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации. Если драгоценные металлы и драгоценные камни добыты незаконно, то их собственником является Российская Федерация.
Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в собственности: федеральной, субъектов Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц.
Закон гарантирует преимущественное право Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на заключение договоров о приобретении ими добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.
Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими соответствующие разрешения (лицензии).
Закон дает понятие старательской добычи — способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест их постоянного проживания на срок больший, чем четыре месяца. Старательская добыча может применяться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, кроме алмазов, организациями различных форм собственности, в том числе артелями старателей.
В Законе определен правовой статус государственных фондов и запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, подробно характеризуются цели, содержание и механизм государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, государственного контроля в этой сфере.



Содержание раздела