Экологические фонды


* ВВС. 1992. № 10. Ст. 457, 459; 1993. № 29.

Ст. 1111


Экологические фонды расходуются на: оздоровление окружающей природной среды, населения; проведение мер и программ по охране окружающей природной среды; воспроизводство природных ресурсов; научные исследования, внедрение экологически чистыx технологий; строительство очистных сооружений; выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду и др.
Ежегодно Федеральный экологический фонд РФ формируется и расходуется в соответствии с Положением о Федеральном экологическом фонде РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 г., а региональные фонды — в соответствии с положениями об экологических фондах, принятых субъектами РФ.
Государственный фонд борьбы с преступностью является федеральным бюджетным фондом, средства которого направляются на приобретение вооружения, спецтехники и средств связи для осуществления мероприятий по охране правопорядка и безопасности государства Министерством внутренних дел Российской Федерации, органами госбезопасности и службой внешней разведки. Этот фонд в 1999 г. формируется за счет источников, предусмотренных в ст. 73 Федерального закона О федеральном бюджете на 1999 год, а именно: 100% средств от реализации имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам; 15% средств, взысканных в качестве штрафов, налагаемых в административном порядке, а также по вступившим в законную силу приговорам; 100% средств от реализации имущества, изъятого при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также признанного бесхозяйным; 50% средств, взимаемых за выдачу лицензий на приобретение оружия гражданами и организациями; добровольные взносы и благотворительные пожертвования; иные доходы.
Порядок образования и использования государственного фонда борьбы с преступностью определен Положением об этом фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г.* Направлениями расходования средств этого фонда являются: а) финансирование реализации федеральной и региональных программ по борьбе с преступностью; б) финансирование укрепления материально-технической базы правоохранительных органов.
*' СЗ РФ 1994. №31. Ст. 3285.

Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы как федеральный бюджетный фонд существует с 1997 г. Он направлен на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы. Источником его образования являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Из года в год фонд используется на экологическое изучение недр Российской Федерации, континентального шельфа и мирового океана, а также на геолого-разведочные работы. Правовой режим фонда определяется не только законом о федеральном бюджете на очередной год, но и Положением об этом фонде, утвержденным Правительством РФ от 2 августа 1997 г.*
* СЗ РФ. 1997. №32. Ст.

3789.

Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ впервые создан в соответствии с федеральным бюджетом в 1998 г. Его правовой режим определяется ежегодным законом о федеральном бюджете, а также Правилами формирования и расходования средств Федерального фонда Государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 июля 1998 г.*
* См.: Российская газета. 1998. 21 янв.

Этот фонд создан в целях финансирования мероприятий по содержанию и развитию Министерства по налогам и сборам и развитию Федеральной службы налоговой полиции РФ; повышения уровня сбора налогов и других обязательных платежей; обеспечения правильности исчисления, своевременности и полноты внесения налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. В этих целях средства фонда направляются на: а) расходы по оплате труда, изготовление марок акцизного сбора на табачные изделия, развитие материально-технической базы, подготовку и переподготовку кадров, развитие социальной инфраструктуры Министерства по налогам и сборам РФ; б) материально-техническое обеспечение, закупку спецтехники и вооружения, капитальное строительство Федеральной службы налоговой полиции РФ.


Источником образования этого фонда являются налоги и другие обязательные платежи, дополнительно взысканные органами, подчиненными Министерству по налогам и сборам и Федеральной службой налоговой полиции РФ в результате проведения ими контрольной работы и поступившие в федеральный бюджет. В 1999 г. этот фонд формировался за счет 45% вышеназванного дохода.
Фонд развития таможенной системы РФ. Положение о нем утверждено Правительством РФ 28 февраля 1994 г.* фонд предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией таможенной политики РФ.
* САПП. 1994. № 10. Ст.

792.


Источниками формирования этого фонда являются: таможенные сборы за таможенное оформление, хранение товаров и транспортных средств, а также таможенное сопровождение товаров; сборы за выдачу лицензий таможенными органами; средства, полученные от реализации товаров по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела; средства, полученные от реализации предметов залога; штрафы за нарушение таможенных правил; взыскания, налагаемые таможенными органами за нарушения валютного законодательства; доходы от предприятий, подведомственных Государственному таможенному комитету РФ. Основными направлениями использования средств фонда являются: разработка и реализация таможенной политики РФ, осуществление таможенного контроля и оформления, ведение таможенной статистики РФ, обеспечение функционирования и развития таможенных учреждений, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов банков и др.
Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов впервые сформирован в федеральном бюджете на 1999 г. (ст. 80).
Источником его образования является плата за пользование водными объектами, поступающая в доходы федерального бюджета в размере 29%.
Средства фонда направляются на: а) реконструкцию и капитальный ремонт гидротехнических сооружений; б) строительство объектов инженерной защиты от наводнения и обрушения берегов; в) приобретение технологического оборудования для эксплуатации гидротехнических сооружений.
Порядок образования и расходования средств указанного фонда устанавливается Правительством РФ.
Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов впервые сформирован в федеральном бюджете на 1999 г. (ст. 85).
Порядок образования и использования этого фонда определяется Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом О животном мире от 24 апреля 1995 г.* В 1999 г. источниками образования этого фонда являются 100% суммы платы за пользование водными биологическими ресурсами, поступающей от российских и иностранных пользователей. Средства фонда направляются Государственному комитету РФ по рыболовству на отраслевую науку и финансирование Глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечении безопасности; Федеральной пограничной службе РФ на содержание органов, осуществляющих охрану водных биологических ресурсов РФ.
Бюджетным является и Резервный фонд Правительства РФ, ибо его размер определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, однако без распределения по конкретным целевым направлениям.
* СЗ РФ. 1995. № 17. Ст.

1462.


Правовой режим резервного фонда Правительства РФ определен Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.*
* СЗ РФ. 1997. № 28. Ст.

3450.


Этот фонд создан для финансирования непредвиденных мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Фонд образован исключительно за счет средств федерального бюджета. Направлениями использования средств этого фонда являются: государственная поддержка общественных объединений; проведение юбилейных мероприятий общегосударственного значения; изготовление государственных наград, юбилейных медалей; проведение выставок, встреч, семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения; выплаты разовых премий гражданам за заслуги перед государством; проведение ремонтных работ; издание сборников нормативных актов и др.
Решения Правительства РФ о выделении средств из резервного фонда принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.
Фонды финансовой поддержки как целевые бюджетные фонды формируются в федеральном бюджете для поддержки субъектов РФ и в бюджетах субъектов РФ — для поддержки муниципальных образований. Порядок формирования фондов финансовой поддержки субъектов РФ определяется ежегодно в законе РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год.
Правовой режим фондов финансовой поддержки муниципальных образований определен в ст. 10 Федерального закона О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.



Содержание раздела