Гражданская позиция, мобилизация стратегических ресурсов.


Первый резерв прорыва желание и политическая воля изменить ситуацию. Второй гражданская позиция, мобилизация стратегических ресурсов. Третий поиск нетрадиционно мыслящих людей, прежде всего профессионалов, экспертов, способных предложить инновационные научные методы, модели исполнения социального заказа.
Существует несколько аспектов государственной управленческой деятельности, где в современных условиях внедрение социальных технологий крайне, актуально. Прежде всего это процессы прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания общественного развития и соответственно реформирования организации и функционирования субъектов государственного управления. Нельзя управлять, если нет исходных данных для этого, своевременной, достоверной и полной информации.

Технология деятельности в этом направлении включает в себя: установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы; обеспечение должной согласованности, логики в систематизации таких показателей, чтобы они в целом давали реальную картину такой жизнедеятельности (как исходную, так и предполагаемую); создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения, вовлеченные в указанные процессы; применение идентичных методов, процедур и операций анализа и характеристики изучаемых и программируемых объектов; использование тождественных форм фиксации информационных материалов и другие моменты, свойственные рассматриваемому аспекту государственного управления.
Актуально использование социальных технологий в практике программирования и стратегического планирования комплексного развития территорий. В условиях значительной самостоятельности разных органов государственной власти и местного самоуправления, сосредоточения основных экономических ресурсов в руках предпринимательских структур, включения множества управляемых объектов в решение соответствующих проблем без таких технологий нельзя сделать ничего серьезного. Нужны единые сроки и методики разработки предполагаемых мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях, отраслевых подсистемах и территориальных (общей компетенции) государственных органах, идентичные формы и показатели программных и плановых документов, взаимосвязанный, согласованный порядок прохождения и утверждения программ и планов, приемлемые процедуры рассмотрения спорных вопросов, определенные механизмы взаимоконтроля и т.д.
Современная общественная практика свидетельствует о развитии межотраслевых, межтерриториальных, проблемных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях от международного (в рамках ряда стран), общегосударственного до местного. Она также требует адекватных технологий, способных придать деятельности в данном направлении должную организованность, необходимую регламентацию и эффективность.
В рамках всего государственного аппарата принимается и действует очень много управленческих решений как текущего, оперативного, так и перспективного, нормативного и стратегического характера. Почти всем должностным лицам приходится постоянно обосновывать различные варианты решений, изыскивать альтернативы ресурсного обеспечения и временной реализации, "состыковывать", согласовывать различные решения (и их положение) между собой, активно анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации решений и снимать их с контроля, заниматься другими вопросами в этой объемной и ответственной сфере управленческой деятельности. Здесь особенно нужны научно обоснованные технологии подготовки, принятия и реализации управленческих решений, начиная с унифицированного языка и кончая графическими формами конкретных документов, организации их исполнения и контроля.
Вместе с тем самым слабым местом в государственном управлении остаются технологии контроля, связанные с непрерывным наблюдением над управляемыми объектами, их изучением, измерением и сравнением, объективным соответствием их с управленческими моделями, выраженными в решениях, их нормах и требованиях. В этом аспекте большой интерес представляют технологии обратных связей, обеспечивающие достоверное отражение результатов управляющих воздействий.

Весьма значимыми являются и технологии организационных форм управленческой деятельности, ведь их результативность определяется несколькими условиями: административно-правовыми, связанными с компетенцией соответствующего мероприятия (что оно может?), организационно-функциональными, выражающимися в характере его подготовки и порядке проведения (готово ли оно и использованы ли его возможности?), социально-психологическими (заинтересованы ли участники в данном мероприятии?), физиологическими (каковы самочувствие участников, их способность выдавать и усваивать информацию?), техническими (обеспеченность средствами записи и фиксации информации) и т.д. Все это должно быть сведено в одну систему, внутренне согласовано и представлять собой организационную технологию, в частности, позволяющую получать желаемый интеллектуальный "управленческий" продукт.
Технологии государственного управления это целое направление теоретических поисков и практических экспериментов. Их выдвижение на повестку дня вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов государственного управления и одновременно усилением их роли (значения) в жизнедеятельности общества. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно упорядочить управленческую деятельность и систему государственного управления без разработки и освоения инновационных технологий по всем важнейшим аспектам организации и функционирования государственного управления, прежде всего стратегического планирования.

Причем речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, не о простом оснащении чиновничьих кабинетов современными электронными средствами, а о качественно новом осмыслении государственного управления. Инновационные технологии, если они реально состоятся в государственном управлении, должны вызвать глубокие преобразования во всей системе, обеспечить рациональность и эффективность управленческой деятельности государственного аппарата.
3. Важной целью политики формирования государственности России будет создание собственного государственного аппарата нового типа с демократическими процедурами подготовки и реализации государственных решений на базе самых современных наукоемких технологий (информационных, обучающих, глобальных, внедренческих и др.).
Смыслом государственного регулирования должно быть спокойствие общества, достижение состояния терпимости к инакомыслию, толерантности. Каждый гражданин, будь он политик, чиновник, ученый, рабочий или предприниматель, должен осознать сегодняшний момент российской реальности не как период безвременья, являющийся лишь подготовкой к будущему процветанию, а как не однажды бывший в российской истории сложный момент, всегда прежде преодолевавшийся.
В основу таких перемен и открытости государства обществу следует положить новый политический курс, выработать его с участием общества и на основе его концептуальных идей предложить для осуществления. В экономической сфере его основой могли бы стать: многообразие форм собственности (частной, государственной, акционированной, коллективной, интеллектуальной, народной и т.п.), которые, конкурируя между собой, давали бы максимальную пользу гражданам, создавая конкурентную среду, а не мафиозный диктат. Разные формы собственности способствуют, как показывает международный опыт, преодолению монополизма и реализации творческих потенциалов людей, целых коллективов и предприятий. В социальной сфере новый политический курс характеризуется развитой системой социальной защиты населения: бесплатной медициной; широкими государственными программами в области поддержки наиболее незащищенных граждан, культуры, науки, образования; открытым доступом всех граждан к выбору профессии, образованию, социальному продвижению.

В политической сфере развитым механизмом демократического регулирования общественной жизни, эффективной связью гражданского общества и государства. Последнее само создает условия для делегирования своих функций органам общественного самоуправления, действует в рамках закона и расширяет сферу волеизъявления своих членов. Особо подчеркнем, что такого государства в российском пространстве не может быть, если оно в духовной сфере не руководствуется приоритетами развития национальной культуры, ценностей своего населения, развития и защиты его интеллектуальной собственности.

Государство, надежно не финансирующее науку, образование, культуру, лишается собственной основы саморазвития, совершенствования, расширяет предпосылки для углубления кризиса политической системы, исключает из механизма государственного регулирования все другие механизмы и современные методы научного управления. Поэтому без возрождения национальной культуры, российской национальной идеи и ее органичной части государственной идеологии нет и не может быть российской государственности в ее современном виде.



Содержание  Назад  Вперед