Финансово плановые акты


К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов — нормативные. Они действуют обычно длительное время.

Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ О подоходном налоге с физических лиц, государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово правовые акты — это акты применения норм права.

Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.
По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой Деятельности государства; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин).
Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов.

При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).
Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.
Финансово плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.
К финансово-плановым актам относятся:
а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;
б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;
г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других ооганов государственного управления и местного самоуправления;


е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
ж) сметы бюджетных учреждений.
Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В каких нормах Конституции РФ закреплены основы финансовой деятельности государства?
2. В каких актах конституционного значения закреплены основы финансовой деятельности субъектов РФ?
3. Назовите основные принципы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, сошлитесь на соответствующие нормы Конституции РФ. В чем выражается содержание этих принципов?
4. На основе Конституции РФ назовите полномочия в области финансовой деятельности, относящиеся к ведению Российской Федерации, ее субъектов и их совместной компетенции, органов местного самоуправления.
5. Что относится в сфере финансов к компетенции представительных органов государственной власти на основании Конституции РФ?
6. Каковы полномочия Президента РФ в области финансов? Каковы функции его Экономического управления?
7. Каковы полномочия Правительства РФ в сфере финансов?
8. Каковы права и функции Министерства финансов РФ?
9. Что входит в систему органов федерального казначейства, каковы его задачи и права?
10. Что представляет собой Российская финансовая корпорация? Каковы ее функции и правовое положение?
11. Назовите систему налоговых органов. Кому они подчиняются?
12. Каковы задачи, функции и права налоговых органов?
13. Какие санкции вправе применять налоговые органы?
14. Каковы задачи федеральных органов налоговой полиции, система этих органов, подчиненность?
15. Какие органы осуществляют государственный страховой надзор, каковы их функции и права?
16. Какова структура банковской системы РФ?

17. Что такое кредитная организация в соответствии с законодательством?
18. На какие виды подразделяются кредитные организации?
19. Что понимается под банковскими операциями? Назовите их.
20. Какие взаимоотношения Центральное банка РФ с коммерческими банками установлены законодательством?
21. Каковы задачи, функции и права Центрального банка РФ, особенности его правового положения?
22. В чем проявляется деятельность Центрального банка РФ как органа государственного регулирования и управления?
23. Каковы взаимоотношения Центрального банка РФ с органами государственной власти и местного самоуправления?
24. Что собой представляют и чем различаются правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства?
25. Что такое финансово-правовой акт?
26. Как (по каким основаниям) классифицируются финансово-правовые акты?
27. Дайте понятие и охарактеризуйте особенности финансово-плановых актов, приведите примеры таких актов.
28. Рассмотрите классификацию финансово-правовых актов на примере сметы конкретного бюджетного учреждения.


5. Финансовый контроль
5.1. Понятие и значение финансового контроля
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).



Содержание раздела