Удельный вес сельскохозяйственной продукции


Доля государственного сектора в общем объеме товарной продукции лесопромышленного комплекса составляет 5%. Удельный вес сельскохозяйственной продукции, произведенной в государственном секторе, в общем объеме составляет 17,4%.
Удельный вес государственного сектора в общем объеме перевозок составил в 1998 г. 58,4% против 53,5% в 1997 г.
Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности.
Удельный вес платных услуг населению предприятиями связи государственного сектора экономики составляет 88%.
На долю организаций государственной собственности (включая муниципальную) приходится 8% общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации.
Удельный вес предприятий государственного сектора в общем объеме реализации платных услуг населению составляет 42%.
По жилищно-коммунальным услугам доля предприятий государственного сектора составляет 70,9%, услугам учреждений культуры — 58,9, пассажирского транспорта — 56,9, связи — 33,8, санитарно-оздоровительным услугам — 25,8%.
Основным источником финансирования отраслей социально-культурной сферы являются бюджетные средства, доля которых составляет 79—82% от общих расходов на эти цели.
Предполагается и далее осуществлять структурную перестройку сети учреждений социально-культурной сферы, направленную на формирование и развитие системы негосударственных учреждений. Продолжится передача части учреждений социально-культурной сферы из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на оказании государственной поддержки ведущим учреждениям и на реализации приоритетных направлений развития комплекса.
Удельный вес организаций государственной формы собственности в общем количестве научных организаций составляет около 73%. Важным компонентом современной научно-технической политики стало формирование сети государственных научных центров (ГНЦ), численность которых достигла 58.
На долю предприятий государственного сектора экономики в 1998 г. приходилось около 21% от общего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования против 22% в 1997 г. Ожидается дальнейшее сокращение объемов инвестиций на 16% от уровня 1997 г.
В 1999 г. удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий государственного сектора экономики составит 20%. Прогнозируется сокращение инвестиций на 9% от ожидаемого в 1998 г. В условиях недостаточности государственных инвестиционных ресурсов бюджетные средства в 1999 г. направляются только на погашение кредиторской задолженности по строго ограниченному кругу программ.
В 1998 г. численность работников на государственных предприятиях была 14,15 млн. человек, что составило 26,6% от общей численности работников, занятых в экономике. На долю основных производственных отраслей в государственном секторе экономики приходится около 40% численности работающих.
Основой системы управления в государственном секторе экономики является четкое определение его составляющих и осуществление их государственного учета и регистрации.
Одним из основных направлений институциональных преобразований в государственном секторе является процесс сужения сферы применения права хозяйственного ведения.
Продолжается процесс передачи как самих предприятий, так и других объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Прежде всего это касается объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Приватизация в Российской Федерации положила начало кардинальным переменам в финансовой системе. Приватизация и коммерциализация приводят к изменению форм и условий финансирования и кредитования экономики. Доходы, полученные в ходе приватизации, поступают в бюджеты всех уровней, в государственные органы по приватизации по установленным нормативам.
Основными источниками приватизации до 1 июля 1994 г. были приватизационные чеки. Приватизационный чек представлял собой государственное свидетельство о праве собственности его владельца на долю в безвозмездно распределяемой собственности. Он использовался в качестве платежного средства, имел целевое назначение и ограниченный срок реализации. Номинальная стоимость приватизационного чека была определена с учетом стоимости объектов, подлежащих приватизации в 1993 г., и численности населения России.

Низкая номинальная стоимость чека обусловлена тем, что имущество, подлежащее приватизации, оценивалось исходя из балансовой стоимости по состоянию на 1 января 1992 г., т. е. без учета переоценки, проведенной по состоянию на 1 июля 1992 г. в связи с резким ростом цен. Переоценка увеличила балансовую стоимость основных средств, введенных в действие до 1991 г., в среднем более чем в 20 раз, а введенных в 1991 г. — в 9,5 раза. Переоценка не повлияла на величину уставного капитала предприятий.

Поэтому от нее выиграли трудовые коллективы, участвующие в приватизации и использующие приватизационные чеки.


Работники непроизводственной сферы, пенсионеры и другие категории населения приняли участие в приватизации путем приобретения акций приватизируемых предприятий на чековых аукционах, что значительно снизило реальную стоимость принадлежащих им приватизационных чеков. Непродуманность механизма выпуска и обращения ваучеров создала неравные стартовые условия для различных категорий населения.
Для проведения ваучерной приватизации в обращение было выпущено 151450 тыс. чеков. После завершения ваучерного этапа приватизации изъято из обращения 148580 тыс. чеков. На специализированных чековых аукционах за приватизационные чеки было продано 16462 предприятия с суммарным уставным капиталом 1421 млрд. руб., в том числе проданный уставный капитал составил 285 млрд. руб.
Государственное имущество классифицируется в программе приватизации следующим образом:
1) имущество, приватизация которого запрещена;
2) имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;
3) имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей, участников или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц;
4) имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства РФ;
5) имущество, которое приватизируется на основании решения федерального органа исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом — федеральным органом по управлению государственным имуществом, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики.
Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решения о закреплении акций в государственной или муниципальной собственности. При этом назначаются представители РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в органы управления таких обществ.
Большое значение при приватизации государственного и муниципального имущества имеют средства платежа, которым является валюта РФ. Средством платежа при приватизации государственного и муниципального имущества могут быть целевые долговые обязательства РФ.
Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного и муниципального имущества, распределяются в соответствии с нормативами, которые установлены программой приватизации РФ и программами приватизации субъектов РФ, и не подлежат налогообложению. Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного или муниципального имущества, перечисляются соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и являются обязательными платежами. Денежные средства, полученные в результате приватизации муниципального имущества, распределяются в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.




Содержание раздела