Повышение заинтересованности субъектов РФ


Повышение заинтересованности субъектов РФ и муниципальных образований в увеличении собственных доходов, рационализации бюджетных расходов, сокращении зависимости от финансовой помощи, обеспечении сбалансированности бюджетов, роста эффективности управления финансами будет обеспечиваться через:
• формирование унифицированных механизмов межбюджетных отношений;
• законодательное закрепление бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней;
• отказ от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источников их финансирования;
• расширение налоговых полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления в рамках единого налогового пространства;
• применение стабильных базовых нормативов отчислений федеральных и региональных налогов в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований;
• обеспечение поступления налоговых платежей дочерних компаний, филиалов и подразделений предприятий и организаций в соответствующие территориальные бюджеты;
• создание объективной, стабильной системы финансовой поддержки территориальных бюджетов на основе сопоставления их нормативных бюджетных потребностей и налогового потенциала;
• внедрение принципа обусловленности предоставления финансовой помощи;
• разделение текущей и инвестиционной финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований;
• усиление контроля за полнотой и целевым характером использования финансовой помощи с учетом обоснованности бюджетных расходов дотационных регионов;
• создание в составе федерального бюджета Фонда развития региональных финансов;
• формирование правовых гарантий для безусловного выполнения финансовых обязательств участниками межбюджетных отношений;
• обеспечение единства экономического пространства, гарантий для свободного перемещения товаров, капиталов, населения между регионами.
Условия предоставления и использования финансовой помощи из федерального бюджета устанавливаются федеральным законодательством, соглашениями между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Финансовая помощь, предоставляемая субъектам РФ из федерального бюджета, должна использоваться под контролем территориальных органов Федерального казначейства и федеральных контрольных органов.
Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, принимает на себя определенные обязательства. Он не вправе:
• обеспечивать для государственных служащих, финансируемых за счет бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, лучшие условия оплаты труда по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений;
• предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов соответствующего бюджета;
• предоставлять государственные гарантии в размере более 5% бюджетных расходов.
В качестве обязательных условий для выделения средств из ФФПР установлены:
1) перевод с 2000 г. исполнения бюджетов субъектов РФ на казначейскую систему через территориальные органы Федерального казначейства;
2) при наличии в субъекте РФ задолженности по выплате зарплаты в бюджетной сфере — использование трансфертов под контролем территориальных органов Федерального казначейства и федеральных контрольных органов только для погашения этой задолженности, а также погашения и обслуживания государственного и муниципального долга;
3) наличие у субъекта РФ программы увеличения собственных доходов и последовательного сокращения получаемых трансфертов.
Вопросы предоставления субъектам РФ дополнительной финансовой помощи, получения и пролонгации бюджетных ссуд рассматриваются при соблюдении субъектами РФ условий соглашений об оздоровлении государственных финансов и оказании финансовой помощи из федерального бюджета.
Реформированию межбюджетных отношений способствует создание Фонда развития региональных финансов (ФРРФ). Его цели: финансовое оздоровление бюджетов субъектов РФ, содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирование экономических реформ.
Источниками образования ФРРФ служат кредиты международных финансовых организаций, а также другие средства, определяемые Правительством РФ.


Средства ФРРФ могут выделяться субъектам РФ, а в отдельных случаях и крупным городам на возвратной основе. Право на получение этих средств получат регионы и крупные города, успешно осуществляющие меры по финансовому оздоровлению: отказ от неденежных форм исполнения бюджетов, переход на казначейскую систему, внедрение систем управления государственным и муниципальным долгом, реструктуризация задолженности предприятий и бюджетных обязательств, использование конкурсного распределения государственного и муниципального заказа, ликвидация внебюджетных фондов, не предусмотренных федеральным законодательством, и т. д. Во внимание должны приниматься также меры, направленные на снижение перекрестного субсидирования тарифов, установление стабильной системы взаимоотношений между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований и т. д. В первую очередь в число участников предполагается включить бездотационные и низкодотационные регионы, регионы, создающие благоприятные предпосылки и условия для экономического развития, имея в виду скорейшее достижение ими финансовой самостоятельности и повышение кредитоспособности.
Наряду с кредитованием регионов из средств ФРРФ с целью усиления стимулирующего воздействия предполагается использовать инфраструктурные кредиты Международного банка реконструкции и развития, распределяемые между регионами, кредиты Европейского банка реконструкции и развития на проектное финансирование под гарантии регионов, доступ на внутренний и внешний рынок ценных бумаг.
Кроме кредитной ФРРФ будет иметь компонент технической помощи.
Для успешной реализации предусмотренных мер необходимо повышение ответственности участников межбюджетных отношений. Необходимо законодательно закрепить права и ответственность органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления в области межбюджетных отношений, определив порядок компенсации потерь, вызванных решениями вышестоящих органов государственной власти, и меры ответственности Правительства РФ за выполнение обязательств в сфере межбюджетных отношений, а также порядок контроля за этими обязательствами со стороны субъектов РФ.
Для более полного учета финансовых ресурсов и взаимных финансовых обязательств будет предусматриваться ежегодное составление федерального бюджета в территориальном разрезе.
Для ускорения расчетов по трансфертам с субъектами РФ и сокращения встречных финансовых потоков Минфин РФ на основании утвержденных долей субъектов РФ в ФФПР до 1-го числа каждого месяца финансирования должен обеспечить оформление и направление в территориальные органы федерального казначейства реестров по финансированию расходов из ФФПР на текущий месяц за счет доходов, поступающих на территории соответствующих субъектов РФ.
























Содержание раздела