Организационно-структурная перестройка местного самоуправления предполагает:


Так как предметом муниципального менеджмента являются социально-экономические системы территориальных образований, а его задачей - построение рациональной системы управления социально-экономическими территориальными системами, то этот метод особо важен.
Системный анализ - это всесторонний анализ, использующий принцип поэтапности, начиная от постановки цели, определения задачи, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства. При этом критерием оптимальности является эффективность, т.е. наибольшее удовлетворение потребностей населения.
Системный анализ - это метод, рассматривающий связи и целостности сложных систем. Управление на основе системного метода включает три этапа: определение сферы, области и масштаба деятельности субъекта управления, проведение непосредственно системного анализа, разработка альтернативных вариантов решения определенных проблем и выбор оптимального варианта.
Проблемы размещения производительных сил и развития хозяйства регионов, в том числе и в муниципальных образованиях становятся все более сложными, с отраслевыми и территориальными связями - все более трудно управляемыми в условиях становления рынка. Поэтому возникает необходимость в разработке и применении экономико-математических моделей, охватывающих главные узловые проблемы. Можно выделить следующие основные направления экономико-математического моделирования территориальных социально-экономических процессов:

  • моделирование территориальных пропорций;
  • моделирование размещения отраслей хозяйства;
  • моделирование формирования социально-экономической системы территориального образования;
  • моделирование системы управления.

Для муниципального менеджмента особенно важно
моделирование систем управления, определение оптимального
варианта управления, тем более что в настоящее время в
системе управления, в его структуре и методах, особенно
на уровне образований, нет единства, поэтому возникает
необходимость унифицирования системы управления, конечно, при учете местных условий и особенностей.
В муниципальном менеджменте широко используется статистический метод (исчисление индексов, корреляционный анализ). Все научные методы тесно дополняют друг друга.
.., Кроме того, в муниципальном менеджменте применяются и свои специфические методы управления, представляющие собой совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления. Эти методы подразделяются на организационные, экономические и социально-психологические.
Организационные методы управления представляют собой систему воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. К ним следует отнести организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы воздействия.
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач. Их можно осуществить при помощи финансово-ценовых рычагов, составления прогнозов, создания экономических стимулов, утверждения хозяйственного расчета.
Социально-психологические методы управления представляют собой способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов, к которым можно отнести черты характера муниципального служащего, его способности, темперамент и т.д. Таковы методические основы муниципального менеджмента.
Каковы же задачи муниципального менеджмента на современном этапе?
Регионы России, их таксономические единицы - города, районы, сельские населенные пункты в условиях становления рынка испытывают глубокий и затяжной социально-экономический кризис, выражающийся в падении производства, остроте социальных проблем, неразвитости и низком качестве социальной инфраструктуры, комплексной перегрузке
транспортной сети и её старении, скудности местных бюджетов и т.д.
Крайне медленное решение острых проблем в значительной степени обусловлено неэффективной системой управления территориальным развитием. С большим опозданием принят Закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г., который по существу лишь раскрывает общие принципы меетного самоуправления и для радикального действия требует разработки конкретных нормативных документов, содержащих механизм системы самоуправления, финансово-бюджетный механизм для муниципальных образований. Этим основополагающим документам должен предшествовать анализ уровней социально-экономического развития регионов. Этими проблемами и должна заниматься научная отрасль экономических знаний - муниципальный менеджмент.



Его задачами являются также разработка прогнозов развития объектов местного самоуправления - городов, районов и других населенных пунктов и методических документов по управлению этими социально-экономическими системами.
Переход регионов и их таксономических единиц на самоуправление и самофинансирование требует формирования новой системы территориального управления местным хозяйством, совершенствования ее организационной структуры с учетом перехода к рыночным отношениям.
-Непременным условием перехода на новые условия хозяйствования является перестройка отношений собственности. Эта перестройка системы отношений собственности затрагивает отношения региона и всех его таксономических звеньев с Российской Федерацией, с другими регионами. Одной из задач муниципального менеджмента является определение видов и форм собственности в регионе и его таксономических единицах.
В настоящее время на территории региональных объектов развиваются и взаимодействуют следующие виды и формы собственности:

  • государственная общероссийская собственность;
  • муниципальная (в городах, районах) собственность;
  • комплексная (в том числе кооперативная) собственность;
  • собственность общественных организаций;
  • личная собственность населения;
  • смешанные формы собственности.

Объектами муниципальной собственности региональных таксономических единиц могут являться государственные предприятия и организации промышленности, строительства, сельского хозяйства местного значения, обобществленный жилой фонд, городские и районные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли и общественного питания, учебные заведения по подготовке специалистов массовых профессий, учреждения здравоохранения, просвещения, транспорт, объекты производственной и социальной инфраструктуры, обслуживающие потребности населения региона, города, района. Эти объекты муниципальной собственности не могут изыматься высшими органами власти без согласия местной администрации.
Муниципальная собственность формируется за счет собственных средств хозрасчетных предприятий и организаций местного подчинения, местного бюджета, внебюджетных фондов, передачи в ведение местных администраций соответствующих предприятий республиканского и регионального подчинения.
Для формирования и развития различных форм собственности в городах и регионах местной администрацией должны создаваться благоприятные условия, способствующие расширению рыночных отношений, взаимодействию и конкуренции производителей товаров и услуг.
На основе взаимодействия различных форм собственности формируется местное хозяйство, составляющее экономическую основу местного (муниципального) самоуправления.
Переход регионов, городов, районов и других муниципальных образований на региональный хозрасчет требует формирования новой системы управления, совершенствования её организационной структуры. Поэтому
одной из задач муниципального менеджмента является разработка основных направлений перестройки системы местного самоуправления. Организационно-структурная перестройка местного самоуправления предполагает:
-разграничение функций и сфер хозяйствования между местными органами управления и органами вышестоящего уровня на основе заключенных договоров;
-последовательную концентрацию в системе местных органов власти, полномочий и ресурсов для развития социальной и производственной инфраструктуры местного хозяйства;
-наиболее полное развитие межотраслевого взаимодействия всех местных объектов управления, расположенных на территории города, района, организацию горизонтальной координации деятельности;
-организационную и экономическую самостоятельность города, района, других населенных пунктов в решении общерегиональных проблем, социального и экономического развития;
-укрепление финансово-хозяйственной системы муниципального (городского, районного) самоуправления, расширение инициативы местных органов власти и обеспечение широкого участия населения в решении местных вопросов через референдумы, собрания и т.д.
Активизация воздействия на территориальную систему города, района, села предполагает наличие высокоэффективной управляющей подсистемы, состоящей из аппарата высококвалифицированных специалистов, способных и заинтересованных вырабатывать и принимать решения по рациональному развитию местного территориального комплекса.
При этом выборные органы местного самоуправления должны сами определить свою структуру с учетом местных условий и особенностей (природных, исторических, национально-демографических, экономических), должны быть полностью автономны в принятии любых решений, относящихся к их компетенции.Они делегируют на вышестоящий уровень полномочия только по тем проблемам
социально-экономического развития местного региона, решения которых выходят за пределы их собственных возможностей.
Ныне действующая система управления местным хозяйством не выполняет своих основных функций.
Задача состоит в коренном изменении содержания управленческой деятельности, цель которого - реализация единой научно-технической политики на предприятиях и в организациях местного территориального образования, методическое их обеспечение, решение местных проблем социально-экономического развития.
Создание широкой сети маркетинговых служб в любой сфере деятельности предполагает существование при местной администрации единого информационно-коммерческого центра, способного решать основные задачи становления рыночной экономики.
Одной из задач перестройки работы органов местного самоуправления являются определенная демонополизация действующей производственной структуры, разукрупнение предприятий, перевод филиалов, цехов в статус самостоятельного юридического лица, а также придание вневедомственного статуса ряду предприятий. Это будет стимулировать приток доходов в местные бюджеты, улучшит условия регионального развития, увяжет экономическую деятельность с местным рынком рабочей силы, интегрирует хозяйственную деятельность муниципального образования (города, района, села).
Развитие экономической базы в условиях территориального хозрасчета должно предусматривать системы конкурентной оптовой торговли, проведения ярмарок средств производства и потребления, организацию коммерческих центров информационного и сервисного обслуживания предприятий.
В формировании местного бюджета должны принимать участие все предприятия и организации, расположенные на данной территории, независимо от ведомственной подчиненности.
Таким образом, переход муниципальных образований (районов, сел, городов) на принципы самоуправления и регионального хозрасчета активизирует местные выборные органы, укрепит местную финансовую базу, усилит местную власть, создаст возможность развития социальной инфраструктуры. Переход городов, районов, сел на принципы самоуправления и хозяйственного расчета является действенным рычагом функционирования рыночной экономики.



Содержание раздела