Финансы муниципального образования


7.2.2.Финансы муниципального образования
Говоря о ресурсах муниципального образования, следует отметить исключительную важность такого инструмента осуществления задач, стоящих перед муниципальным образованием, как муниципальные финансы. В это понятие, как правило, вкладывают совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением.
С этой точки зрения муниципальные финансы могут образовываться из трёх основных источников:

  • государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
  • собственных средств муниципального образования, создаваемых за счёт деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);
  • заёмных средств или муниципального кредита.

Соотношение этих трёх основных источников городских финансов в структуре местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре финансов первой или третьей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования, поэтому органы местного самоуправления должны
стремиться к наращиванию источников, отнесённых ко второй группе.
Другими словами, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от самой финансовой деятельности органов местного самоуправления - от степени профессионализма органов, занимающихся организацией финансовой работы. Процесс управления муниципальными финансами распадается на три большие стадии:

  1. Финансовое планирование.
  2. Бюджетный процесс.
  3. Оценка результатов.

Если проанализируем характер и цели деятельности на каждой из этих стадий, то увидим, что они серьезно различаются между собой. Так, на первой стадии основной вид деятельности - составление анализа и прогноза, и определяющей является аналитическая работа.
На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей - процесс контроля. Безусловно все эти функции не могут быть отнесены к исполнению одними и теми же структурами органов местного самоуправления. Поэтому крайне важным является разделение функций в процессе управления финансами.-
Как правило, в структуре органов местного самоуправления этой деятельностью занимаются:

  1. Финансовые органы, для финансового планирования.
  2. Бюджетные органы, для организации и осуществления бюджетного процесса.
  3. Контрольные органы, контролирующие расходование средств.

Смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы этих органов крайне различны. Так, если возложить функцию финансового планирования на бюджетные органы (что происходит достаточно часто), то это значит подчинить процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и исполнения.
Планирование - важнейший и обязательный этап любой деятельности, так как в ходе этого процесса происходит определение приоритетов развития. Важным показателем планирования являются его сроки. На представленной ниже таблице 7.3 показаны формы планирования и их содержание.

Разделение планирования на три основные формы позволяет придать этому процессу комплексный и целенаправленный характер, обеспечивает согласованность действий всех его участков, поскольку в ходе финансового планирования все органы местного самоуправления участвуют в решении единых задач.
Наиболее важен, с точки зрения реализации целей органов местного самоуправления, этап долгосрочного планирования, поскольку именно на нем определяется стратегия развития муниципального образования и согласуются основные интересы всех участников финансового планирования.
Как правило, сроки долгосрочного планирования совпадают со сроками полномочий органов самоуправления. Определение приоритетов должно базироваться на тщательном анализе перспектив развития муниципального образования и происходить при взаимодействии всех органов власти и населения. Исполнительная власть, которая разрабатывает приоритеты развития, крайне заинтересована в этом процессе согласования и утверждения приоритетов, так как она делает единомышленниками и соучастниками этого процесса все общественные силы, что важно для избежания конфликтов на последующих стадиях формирования финансового плана и бюджета.


Таблица 7.3
Формы планирования и их содержание

Форма планирования Планирование расходов Планирование доходов
Долгосрочное Определение приоритетов развития и финансирования Составление перспективного финансового плана развития доходной базы муниципального образования
Среднесрочное Инвестиционные проекты Определение видов и объемов привлекаемого финансирования на основе перспективного плана развития доходной базы
Краткосрочное Определение, исходя из приоритетов развития и инвестиционных проектов, объема расходов на инвестирование и текущих расходов на финансовый год Составление прогноза поступлений по различным доходным источникам и их распределение по конкретным статьям расходов


Содержание раздела