Два вида эффективности


Причем здесь им придется иметь дело с двумя видами эффективности: 1) эффективностью проекта для предпринимателя; 2) эффективностью проекта для территории и местного бюджета. Эти два вида эффективности отражают разнонаправленные интересы двух субъектов экономических отношений и поэтому предполагают совершенно разные подходы к своей оценке. Местные власти по большому счету интересуют лишь те инвестиционные проекты, которые в наибольшей мере отвечают требованиям развития подведомственной им территории, т.е. сориентированы на удовлетворение потребностей местного коллектива. Социальный критерий для них является значительно более важным показателем, чем прибыльность реализуемого проекта.

Поэтому с точки зрения органов местного самоуправления наиболее эффективным будет считаться тот проект, который сопряжен с долгосрочными вложениями в основные фонды территории и способен принести муниципалитету максимальную прибыль при минимальном негативном воздействии на социальную и экологическую среду муниципального образования.
Инвесторы же, особенно в таких странах, как Россия (с повышенным инвестиционным риском и слаборазвитой экономической инфраструктурой), руководствуются несколько иными соображениями. Основополагающий момент их деятельности - это получение максимальной прибыли с минимальными затратами. Естественно, что при таком подходе объектами инвестиционной активности в первую очередь становятся производства, способные обеспечить инвестору наиболее быстрый доход (предприятия, выпускающие товары массового потребления, пищевые продукты, строительные материалы и т.п.).

Как правило, это низкотехнологичные ресурсоемкие производства с высокой степенью антропогенного воздействия на природную среду. Подобный вид деятельности выгоден для предпринимателя (особенно иностранного инвестора), при этом он даже может принести определенный доход и местным органам власти. Однако полученный муниципалитетом такой доход вряд ли сможет покрыть все расходы местного самоуправления на восстановление ущерба, причиненного территории этой деятельностью.
В связи с этим нельзя считать полностью обоснованным мнение некоторых отечественных ученых о необходимости предоставления инвесторам полного права на неограниченный выбор объектов инвестирования. Чрезмерная либеральность местных властей в отношении каждого потенциального инвестора и недостаточное муниципальное регулирование инвестиционной деятельности в целом может лишь ухудшить экономическое состояние муниципального образования, но никак не укрепить экономические основы местного самоуправления на данной территории. Привлекая инвесторов (отечественных и зарубежных) местные администрации должны, прежде всего, учитывать их нацеленность на реализацию стратегических направлений развития территорий, ориентацию на улучшение качества и уровня жизни населения в муниципальных образованиях.
Учитывая это, местным органам власти сегодня имеет смысл предпринять решительные меры по совершенствованию механизма отбора инвестиционных проектов, предлагаемых
предпринимателями для реализации на территории местного самоуправления. При этом в качестве одного из непременных требований, предъявляемых к потенциальному инвестору, должно стать наличие у последнего детально проработанного бизнес-плана инвестиционного проекта. Данная мера позволит органам местного самоуправления всесторонне оценить предполагаемые действия инвесторов, путем конкурса бизнес-планов отобрать лучшие из них, и, что не менее важно, предоставит муниципалитетам полное право и реальную возможность осуществлять действенный контроль на этапе реализации проекта.
Но сформировать привлекательный для инвестиций образ территории и разработать действенный механизм оценки инвестиционных проектов - это лишь полдела. Сами собой инвесторы в город не придут, их должен в него кто-то привести. Отсюда возникает потребность в третьем направлении инвестиционной деятельности муниципалитетов -инвестиционном маркетинге.

Для повышения результативности подобной деятельности местным органам власти целесообразно было бы создать в структуре администрации специальные маркетинговые службы и детально разработать для них последовательную технологическую систему привлечения инвестиций.


Подобная система могла бы состоять из следующих основных звеньев:

  • информационно-поисковое, в рамках которого служба ведет активный поиск потенциальных инвесторов во всех регионах страны и за ее пределами, используя для этого специальные публикации, конференции, ярмарки и другие события. Основная задача маркетинговой службы на этом технологическом этапе - установление и поддержание контактов с отечественными и зарубежными потенциальными инвесторами, ведение картотеки их предпочтений;
  • связи с общественностью - на этом этапе служба занимается устройством публичных акций (День города, города-побратимы, выставки и т.п.), информирующих потенциальных инвесторов о городе (районе) и объектах инвестирования в нем.

При этом в задачи службы входит организация рекламы, распространение буклетов с предложениями и тому подобные операции, направленные на привлечение внимания инвесторов к данной территории;

  • продвижение пакета предложений - на данном этапе служба маркетинга непосредственно работает с предприятиями и фирмами, формирует инвестиционные предложения, составляет собственные и оценивает предпринимательские бизнес-планы инвестиционных проектов, ведет предварительную работу по составлению договоров, отслеживает изменения в федеральном, региональном и местном законодательстве и т.д.

Как видим, рассмотренная технологическая система функционирования инвестиционной маркетинговой службы универсальна. Она может быть реализована в любом муниципальном образовании страны. Для этого требуются относительно небольшой объем финансовых средств и серьезная организационная работа по подбору специалистов, созданию соответствующей структуры, организации рекламы. Результаты же от подобной деятельности могут быть весьма ощутимыми. Ведь маркетинговые мероприятия позволяют органам местного самоуправления сформировать на своей территории устойчивое инвестиционное поле, очертить круг реальных инвесторов, готовых вкладывать средства в муниципальную экономику.

А, как известно, с каждой новой инвестицией на территории муниципалитета появляются дополнительные рабочие места, новые деловые возможности для существующих предприятий и, как следствие, дополнительные налоги и пошлины, укрепляющие местную казну и создающие предпосылки для последующего развития территории.
Таким образом, схема инвестиционного процесса, наиболее приемлемая для реализации в современных муниципальных образованиях России, может быть представлена в виде такой последовательности операций: определение инвестиционных потребностей - привлечение внешних инвестиций - аккумулирование поступлений - финансирование собственных
инвестиционных проектов - получение конечного результата (определенного социально-экономического эффекта).



Содержание раздела