Бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ;


• финансовое содействие малому и среднему бизнесу. Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.
Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:
1) бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ;
2) законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;
3) возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;
4) сбалансированность бюджетов всех уровней;
5) право — в пределах собственных финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
6) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.
Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.
Субъектам РФ, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.
Для минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:
• совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
• введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.

34.3. Особенности разграничения предметов
ведения и полномочий между органами
власти РФ и субъектов РФ
1. Некоторые особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ рассмотрим на примере Хабаровского края.
Помимо предметов ведения, установленных Конституцией РФ, к предметам совместного ведения РФ и Хабаровского края в финансовой сфере относятся:
1) реализация в районах Хабаровского края, приравненных к территориям Крайнего Севера, государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом;


2) регулирование вопросов, связанных с добычей и переработкой, использованием драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на территории Хабаровского края;
3) вопросы занятости населения Хабаровского края;
4) вопросы таможенной политики РФ на территории Хабаровского края, в том числе эффективное использование таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Хабаровского края, для поддержки эксорта и развития внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры.
Органы государственной власти РФ:
• разрабатывают с участием органов государственной власти Хабаровского края и утверждают федеральные целевые программы по структурной перестройке экономики Хабаровского края, восстановлению минерально-сырьевой базы, конверсии оборонных предприятий Хабаровского края;
• обеспечивают финансирование Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 гг. в объемах, установленных федеральным бюджетом;
• совместно с администрацией Хабаровского края определяют порядок использования таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Хабаровского края, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры.
Органы государственной власти Хабаровского края:
• участвуют в реализации федеральных программ по развитию минерально-сырьевой базы, конверсии оборонных предприятий, структурной перестройке экономики;
• совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, находящихся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, участвуют в образовании фонда реконструкции и развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Хабаровского края, регулируются краевыми правовыми актами в соответствии с федеральными законами. Отнесение объектов государственной собственности на территории Хабаровского края к объектам федеральной и краевой собственности, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории Хабаровского края производятся отдельным соглашением. Разграничения природных ресурсов на территории Хабаровского края на природные ресурсы федерального и краевого значения производятся отдельным соглашением.
Хабаровский край самостоятельно устанавливает и вводит краевые налоги и сборы в соответствии с федеральными и краевыми законами. Состав и размеры доходов, поступающих в краевой и местные бюджеты в виде средств от федеральных налогов, определяются соглашением Правительства РФ и администрации Хабаровского края, если они прямо не установлены федеральным законом.
Хабаровский край совместно с федеральными органами государственной власти устанавливают особый правовой режим природопользования в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Назначение и освобождение представителей федеральных органов в совете директоров акционерных обществ, имеющих федеральный пакет акций и расположенных на территории края, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти края по представлению главы администрации края.
2. Особенности рзграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти рассмотрим на примере Республики Саха (Якутия).
В ведении органов государственной власти Республики Саха (Якутия) находятся:
1) формирование и исполнение бюджета Республики Саха (Якутия), бюджетных и внебюджетных фондов Республики Саха (Якутия);
2) установление перечня и размеров ставок республиканских и местных налогов и сборов, включая льготы по соответствующим видам этих налогов и сборов, в соответствии с налоговым законодательством РФ;
3) формирование и использование республиканского фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;
4) осуществление лицензирования и квотирования на территории Республики Саха (Якутия);
5) участие в осуществлении внешнеэкономических связей, заключение соглашений с субъектами других федераций, административно-территориальными единицами иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств в целом.
Исполнительные органы государственной власти РФ и исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) соглашениями разграничивают полномочия исполнительных органов государственной власти по следующим предметам совместного ведения:
• решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, в том числе совместного использования ресурсов;
• разграничение государственной собственности, находящейся на территории Республика Саха (Якутия);
• решение общих вопросов воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, научные исследования в области истории, культуры народов и их языков;
• координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение, занятость населения и регулирование миграционных процессов;



Содержание раздела