Территориальные финансы РФ


Лекция 8.Территориальные финансы РФ: региональный (субъект РФ) и муниципальный уровни. 1. Содержание и структура территориальных финансов.
2. Региональные финансы. Принципы формирования бюджетов субъектов РФ, их структура.
3. Регулирование межбюджетных отношений в регионе.
4. Местные финансы. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании.
5. Состав доходной части местного бюджета. Основные направления расходов из местного бюджета.

1.
Территориальные финансы представляют собой систему экономических отношений, которая распределяет и перераспределяет Национальный Доход на экономическое и социальное развитие территорий, а также на выравнивание уровней жизни и социального развития локальных территорий (бюджетное регулирование в целях выравнивания доходной базы городов, районов, поселков и т.п. на основе единых стандартов проживания на территории). Структура финансов субъекта РФ выглядит таким образом:
- бюджет субъекта РФ;
- бюджеты муниципальных образований территории;

  • внебюджетные фонды субъектов РФ;

  • иные финансовые ресурсы, привлекаемые для финансирования обще территориальных потребностей.

Структура местных финансов выглядит таким образом:
- местный бюджет;
- иные финансовые ресурсы.
Основными показателями бюджета територии выступают:
Схема 1. Основные характеристики бюджета территории.

  • 2.
    Региональные финансовые ресурсы это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий, и денежные отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения многообразных задач субъектов РФ. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями и населением, живущим на территории, а также хозяйствующими субъектами. Принципы организации региональных финансов:
    • самостоятельность;

    • сбалансированность;

    • государственная финансовая поддержка (целевая и нецелевая финансовая помощь из федерального бюджета);

    • прозрачность;

    • гласность.

    Права собственника в отношении финансов субъекта РФ осуществляются региональными органами власти в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ. Финансы составляют экономическую основу государственной власти наряду с собственностью, имуществом, переданным в управление региональными органами власти, другой собственностью, служащей удовлетворению общих потребностей.

    Власть субъекта РФ имеет право передавать объекты собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.

    Порядок приватизации определяется ими в соответствии с законодательством.
    Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории и подлежащих зачислению в государственный бюджет.
    Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и, частично, производственной инфраструктуры. Кроме бюджетных ассигнований, для этого привлекаются и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций).
    На современном этапе в РФ неуклонно повышается роль региональных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства жилищным строительством, коммунальным хозяйством, народным образованием, здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства.
    Основной составной частью региональных финансов, безусловно, являются: во-первых, региональные бюджеты, во-вторых, средства хозяйствующих субъектов, к которым относятся финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
    Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы (например, страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (например, пенсионного и др.).



    Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
    Региональные внебюджетные фонды формируются законодательными органами субъекта РФ за счет следующих источников:

    • добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц;

    • административные штрафы за загрязнение окружающей среды и другие нарушения природоохранного законодательства;

    • административные штрафы за порчу историко-культурного наследия;

    • доходы от проведения местных займов и лотерей, аукционов.

    Средства внебюджетных фондов используются на следующие цели:

    • строительство объектов социально-бытового назначения;

    • благоустройство территории;

    • затраты, связанные с ростом текущих расходов регионального бюджета;

    • создание и содержание объектов общерегионального значения.

    Функционирование и развитие финансов субъекта РФ основываются на концепции региональной экономической и финансовой политики.
    Основные цели региональной финансовой политики:

    • обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;

    • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;

    • выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;

    • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

    • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

    Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства региона и обеспечивается следующими методами:

    • финансирование модернизации структуры индустриально развитых районов;
    • обеспечение условий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых заинтересована экономика;

    • привлечение инвестиций регионов и иностранных государств в развитие общероссийской инфраструктуры и ее включение в систему мировых коммуникаций;

    • обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.

    Важнейшими исходными пунктами этой политики являются
    прогнозирование платежеспособного спроса и его региональное распределение, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала для решения важнейших проблем.
    Основными формами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевыми государственным являются:
    - участие государственных финансовых ресурсов в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
    - размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
    - финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
    - создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
    - финансовое содействие малому и среднему бизнесу.
    Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и субъектами, а также органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения регионов и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, а прежде всего, налоговых доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

    Это позволит уменьшить неоправданные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.
    Бюджет субъекта РФ представляет собой форму образования и
    расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
    Консолидированный бюджет субъекта РФ свод бюджета региона и бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.
    Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования бюджетных правоотношений заключаются в:
    - установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов, осуществлении контроля за их исполнением и утверждении отчетов об исполнении;
    - составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ, консолидированных бюджетов, утверждении и исполнении бюджетов, осуществлении контроля за исполнением и утверждении отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов;
    - распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между региональным бюджетом и местными бюджетами;

    • определение порядка направления в бюджет субъектов РФ доходов от использования собственности доходов от налогов и сборов субъектов РФ, иных доходов бюджета;



    Содержание раздела