Ориентировочные объемы инвестиционных потоков по направлениям.


Блоки критериальных требований, сформированные на начальном этапе работы МКЗ и представленные ниже, должны дать возможность выступать Комитету не только в качестве крупнейшего инвестора г.Москвы и России в целом, но, в конечном итоге, стать наиболее значимым с социально-экономической точки зрения инвестиционным институтом РФ, авторитет и деятельность которого позволит отечественным и зарубежным инвесторам безбоязненно вкладывать свои средства в экономику Москвы и регионов. Разработаны и применяются следующие блоки критериальных требований к проектам и их участникам: Целевое размещение инвестиционной массы:

  1. Муниципальые проекты (городская инфраструктура жизнеобеспечения)
  • муниципальные департаменты, комитеты, министерства, управления,
  • крупные муниципальные предприятия и организации, полностью или частично находящиеся в собственности города.
  1. Промышленные предприятия и организации:
  • крупные промышленные предприятия, имеющие высокую муниципальную значимость,
  • средние предприятия и организации,
  • малые предприятия.
  1. Банковские и финансовые структуры (ФС):
  • крупные банки и ФС муниципального значения,
  • банки и ФС окружного значения,
  • частные ФС.
  1. Торгово-обслуживающий и агропромышленный комплекс:
  • производство и реализация продуктов питания,
  • торговая инфраструктура промышленными товарами,
  • социальная сфера обслуживания населения.
  1. Научно-образовательные структуры.

Ориентировочные объемы инвестиционных потоков по направлениям.
Предельные сроки инвестиций по направлениям.
6. Долгосрочные (капвложения в новое строительство, выпуск новой продукции на предприятиях города и пр.),
7. Среднесрочные (финансирование недостроя, социальных и промышленных проектов),
8. Краткосрочные (включая финансирование внутренних и внешних торговых контрактов, обеспечение реализации программ по внутренним и внешним долговым обязательствам).
Критерии оценки заемщика.
9. Дееспособность заемщика (производственная история).
10.Кредитоспособность заемщика (кредитная история), основные финансовые показатели за отчетный период и за предыдущие 2 года.
11.Организационно-правовая форма.
12.Уставный капитал, основные фонды, собственные средства (активы и пассивы).
13.Структура кредиторской и дебиторской задолженностей.
14.Материальная база.
15.Менеджмент.
16.Вышестоящая организация, рекомендации.
17.Отчетность, штрафные санкции, налоговые претензии.
18.Участие в государственных и муниципальных программах (производственных, финансовых, социальных, экологических).
19.Деятельность на рынке ценных бумаг.
20.Плановая и фактическая рентабельность и реальный доход по каждому виду деятельности (от эксплуатации производственных объектов).
21.Залоговый потенциал.
22.Наличие государственных заказов и объем договорных работ с федеральными и муниципальными структурами, сроки и процент их выполняемости.
Критерии оценки проекта.
23.Актуальность проекта для города (по целям, объему, срокам).
24.Оптимальность и комплексность предлагаемого проекта по экономическим, социальному, экологическому аспектам.
25.Доходность (окупаемость) проекта по срокам (месяцы, годы) для заемщика и городского бюджета.
26.Универсальность (серийность) предлагаемой по проекту технологии производства продукции или оказываемых услуг.
27.Объем попутно решаемых проблем с позиций потребителя, города.
28.Соисполнители в реализации проекта (страна, область, город, фирмы), их долевое участие в проекте.
29.Источники и долевое участие в финансировании проекта.
30.Ликвидность залоговых активов:

  • - ценные бумаги (акции, корпоративные и государственные векселя, облигации, обязательства, варранты и пр.),
  • - продукция на складе (собственная, поставленная и пр.),
  • - производственные запасы,
  • - объекты недвижимости (завершенные, незавершенные),
  • - права (пользования, требования и пр.), пригодные к финансовой оценке,
  • - активы в зарубежных кредитно-финансовых учреждениях и недвижимости.

31.Периодичность (этапность) инвестиционных интервенций.
Группы 1 и 2 критериев, применяющихся при непосредственной работе с инвестиционными проектами, детализирует макронаправления до уровня предпочтительной оценки. Эти критерии используются консультантами и экспертами на этапе предварительной экспертизы.


Группа критериев 3 позволяет оценить дееспособность заявителя и его производственно-экономическую историю. Исключительная важность данной группы критериев позволяет не только составить мнение о финансовом состоянии заемщика, но и подготовить предложения о форме финансирования (денежном, вексельном), порядке и видах взаиморасчетов, платежей в бюджет.
Критерии группы 4 позволяют сделать основные выводы о степени подготовки и глубине проработанности инвестиционного проекта. В результате исследований проекта делается вывод об уровне положительной величины чистой приведенной стоимости в результате реализации проекта при заданной ставке дисконтирования.

Отдельно рассматривается маркетинговое исследование, проведенное заявителем.
Учитывая сложность и специфику последнего вопроса, решение по маркетинговой части проекта выносится, как правило, после специализированной экспертизы.
Критерии проектной совокупности
Инвестиционно-экономический Совет определяет основные (макро) критерии инвестиционной политики - критерии проектной совокупности :

  • Критерии соответствия интересам г.Москвы
  • Критерии инвестиционной глубины по отраслям
  • Критерии диверсификации по отраслям
  • Критерии диверсификации по срокам возврата
  • Критерии резервирования (страхования) по проектной совокупности
  • Критерии интегральной доходности проектной совокупности

Эти критерии формулируются исходя из стратегических задач, стоящих перед МКЗ на ближайшее полугодие (в начале деятельности) и претерпевают изменения, корректируются ориентировочно раз в год. Факторы, влияющие на изменения критериев данной группы связаны с экономико-политической и социальной обстановкой в г.Москве и Российской Федерации в целом не подвержены резким краткосрочным изменениям.

С помощью критериев проектной совокупности Инвестиционным Советом формируются требования к инвестиционному портфлю МКЗ в принципе. Выраженные в цифровых значениях эти требования являются базовыми при приеме к рассмотрению и регистрации любого инвестиционного проекта в конкретный период времени.

Очевидно, что базовые критерии меняются благодаря изменению функциональных составляющих более низкого порядка (на уровне Экспертного Совета). Так, возникновение избыточной массы подготовленных к реализации (или наоборот, не принятых) проектов одной специализации, заставляет корректировать один или несколько базовых критериев, изменяя условия приема предложений к рассмотрению, или меняя объем обязательных требований к заявителю.

Таким образом, применение двухуровневой системы критериальных оценок (Инвестиционно-экономический Совет - Экспертный Совет), позволяет использовать обратную связь и регулировать поток заявок на заемный капитал.
Основными критериями инвестиционного отбора при финансировании за счет средств Финансовых фондов городских облигационных займов являются:

  • соответствие программам развития г.Москвы;
  • оптимальность и комплексность по экономическим, технологическим, социальным и экологическим составляющим, подтвержденная согласованием с городскими отраслевыми и территориальными структурами;
  • экономическая и бюджетная эффективность для города, создание новых и сохранение рабочих мест, социальная значимость и пр.;
  • соответствие финансовых показателей проекта (рентабельность, срок окупаемости, расчетный период возврата инвестированных средств) критериям инвестирования и параметрам проектного портфеля Совета.
  • доходность (окупаемость) проекта, определяемая критерием минимальной эффективности заявочного портфеля, вычисляемой на момент отбора проекта с учетом прогнозируемых индикаторов;
  • надежность заявителя (заемщика), гарантированность возврата инвестированных средств в установленные сроки;
  • наличие подтвержденной аудиторской проверкой надежности схемы возвратности инвестируемых средств - гарантий, ликвидных залоговых активов, отчуждение заявителем материальных активов или прав в рамках проекта в пользу уполномоченного Правительством Москвы учреждения на период реализации проекта, и ее участников (уполномоченные банки, страховые компании и др.)
  • степень подготовленности Заявки к реализации и глубина прединвестиционной проработки проекта.

Комплексная экспертиза проектов.
Экспертиза Проекта проводится по двум направлениям: проверка реального финансового состояния заявителя по методике, утвержденной Москомзаймом, проведение экспертизы самого Проекта по экономическим, экологическим, техническим, социальным направлениям независимыми экспертами Экспертного Совета Москомзайма и вынесение решения о целесообразности углубленного изучения бизнес-плана.
Экспертиза инвестиционных заявок проводится специализированным учреждением при Комитете муниципальных займов и развития фондового рынка - "Москомзайм-инвестпроект".
Основными целями Экспертного Совета МКЗ являются:
- обеспечение первичного отбора инвестиционных предложений и подготовки их к экспертизе,



Содержание раздела