Охраняются авторские права литературного произведения.


Оно вправе издавать нормативные акты, обязательные для ведомств, в ведении которых находятся образовательные учреждения, и инспектировать любые образовательные учреждения и органы управления образованием.

1 Помимо федерального компонента, который обязателен для всех субъектов РФ, в стандарт могут быть включены региональный и вузовский (для данного вуза) компо-. центы*,

Образовательные учреждения бывают дошкольными, общеобразовательными (начального общего, основного общего, среднего или полного общего образования), среднего и высшего профессионального образования, специальными (для лиц с отклонениями в развитии), дополнительного образования (например, второго высшего образования) и др. Кадры высшей квалификации готовят учреждения высшего профессионального образования институты, университеты, академии и др. В России около 600 государственных вузов и несколько сот негосударственных, в целом в них обучаются около 3 млн студентов. Вузы теперь имеют значительную административную и хозяйственную самостоятельность, утвердилась академическая свобода право преподавателя вуза излагать материал с тех идеологических позиций, которых он придерживается, при соблюдении объема знаний, определенного в федеральном образовательном стандарте. Гражданин России имеет право на получение на конкурсной основе высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях, если образование данного уровня он получает впервые, второе высшее образование он может получить только за плату. Вуз должен иметь лицензию, пройти аккредитацию (она дает право на выдачу диплома, иных документов государственного образца), для чего надо иметь опыт подготовки кадров не менее трех лет. Студенту, прошедшему итоговую аттестацию, присваивается степень бакалавра (после не менее четырех лет образования), дипломированного специалиста (пяти лет) и магистра (шести лет). Управление вузом осуществляется на основе типового положения устава данного вуза. Оно строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Общее руководство государственным или муниципальным вузом осуществляет выборный ученый совет совещательный орган при ректоре, практически основные решения ректор не принимает без ученого совета. Оперативное руководство вузом принадлежит ректору, избираемому тайным голосованием на общем собрании (конференции) сотрудников сроком до пяти лет и утверждаемому вышестоящим органом управления, в ведении которого находится вуз. Основным звеном вуза является кафедра группа преподавателей одной или смежных специальностей во главе с заведующим, избираемым (аттестуемым) ученым советом. Кафедра проводит учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу со студентами, ведет подготовку кадров ученых (аспирантура).

В наше время наука стала важнейшей производительной силой в обществе. В науке и научно-технической деятельности участвуют научных работник (исследователь) лицо, обладающее необходимой квалификацией и профессионально занимающееся научной, научно-технической деятельностью; специалист научной организации (лицо, имеющее профессиональное образование, способствующее получению научного, научно-технического результата, например, лаборант), работник сферы научного обслуживания (обеспечивает создание условий для научной работы). Они могут заниматься научной деятельностью индивидуально, в составе научных коллективов или организации.

Организация государственного управления наукой связана с ее делением на фундаментальную и прикладную (отраслевую). Отдельно выделяется вузовская наука, которая может быть и фундаментальной, и прикладной. Эти классификации связаны с характером решаемых задач и источниками финансирования. Фундаментальная наука создает интеллектуальные ресурсы для дальнейшего продвижения исследований, ее достижения реализуются в виде товарных ценностей прикладной наукой.

Формирование и обеспечение реализации единой научно-технической политики возложено на Министерство промышленности, науки и технологий. Оно осуществляет управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, работает в тесном взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми государственными академиями наук, сотрудничает с вузами. Министерство определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научных и научно-технических проблем, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, содействует международному научно-техническому сотрудничеству, разрабатывает меры по рациональному размещению на территории страны научно-технического потенциала, определяет исполнителей и объекты финансирования по приоритетным направлениям, утверждает номенклатуру научных специальностей и др. Оно осуществляет аккредитацию научных организаций и ведет сводный реестр таких организаций.



Важное значение имеет государственная охрана научных достижений. Российское агентство по патентам и товарным знакам осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности, изобретений, товарных знаков и др. Охраняются также авторские права литературного произведения.

Наряду с Министерством промышленности, науки и технологий существуют научные организации. К их числу относятся Российская академия наук, а также российские отраслевые академии наук (сельскохозяйственных наук, медицинских наук, образования, архитектуры и строительства, художеств). Все они являются самоуправляющимися организациями, действующими на основании устава, имеют государственный статус, создаются и ликвидируются актами Президента или Правительства РФ, финансируются за счет средств федерального бюджета. В системе этих академий существуют научные учреждения научно-исследовательские институты, лаборатории, проектно-конструкторские и другие организации. На базе ведущих научно-исследовательских институтов создано 60 государственных научных центров, с каждым из которых Правительство РФ заключило договор о проведении фундаментальных и прикладных работ, жизненно необходимых стране. Финансирование имеет целевой характер. Существуют также научно-производственные центры, научно-конструкторские бюро в сфере оборонной, ракетной, ядерной промышленности.

Некоторые ученые создали по своей инициативе несколько академий (Российская академия общественных наук, информатизации, права и др.), действующие на общественных началах. Они тоже присваивают своим членам титул академиков.

В условиях многонациональной России огромное значение имеют федеральные и национальные отношения. Они являются предметом постоянного внимания всех органов государства. Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики в 2001 г. упразднено. Его функции переданы другим министерствам и ведомствам (МВД, МИД и др.). Впоследствии учреждена должность министра, который занимается разработкой и координацией национальной политики, однако соответствующего министерства не создано.

Понятие культуры многогранно и неодинаково, культура включает многие стороны духовной жизни общества. Вопросы управления культурой рассматриваются в § 5 настоящей главы.

§ 4. Государственное управление в административно-политической сфере

Государственное управление в сфере административно-политической деятельности распространяется на оборону, государственную безопасность, иностранные дела, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстицию, надзор за законностью (деятельность прокуратуры). Многие из таких полномочий относятся к исключительному ведению Федерации. Поэтому непосредственное управление названными сферами жизни общества осуществляется преимущественно или исключительно федеральными органами (министерствами и ведомствами) через свои управления и отделы в субъектах РФ. Большинство административно-политических министерств и ведомств подчинены непосредственно Президенту РФ, а Правительство РФ выполняет в их отношении лишь координирующую роль.

Некоторые полномочия в сфере административно-политической деятельности относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ (защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка, общественной безопасности, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и др.), они осуществляются и государственными органами РФ, и органами государственной власти субъектов РФ (в последнем случае, если эти отношения не урегулированы органами РФ или не включены ими в сферу своей деятельности). На уровне муниципальных образований (в городах, районах, но не в мелких селениях) государственное управление в административно-политической сфере осуществляется либо соответствующими отделениями федеральных министерств и ведомств, либо (если вопросы отнесены Конституцией РФ к сфере предметов совместного ведения) органами субъекта РФ при соблюдении указанного выше условия.

Государственное управление в области обороны включает меры по повседневному обеспечению защиты страны, использование вооруженных сил в случае агрессии против нее (или выполнения обязательств по взаимной обороне от агрессии), выполнение задач, вытекающих из Устава ООН.



Содержание раздела