Экономический и валютный союз


Но высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.
Понятно, что конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Специфические черты хозяйственного развития стран влияют соответственно на характер и движущие силы интеграции. В настоящее время в мире действует 85 региональных торговых и экономических соглашений и договоренностей.
Так, в промышленно развитой зоне интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (ЕС) и Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли — НАФТА).
Как известно, наиболее далеко на пути хозяйственной интеграции продвинулся Европейский Союз (ЕС), который возник на базе Европейских Сообществ, созданных в 1967 г. в результате слияния органов трех прежде самостоятельных региональных организаций - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957-1958 гг.) и Европейского сообщества по ядерной энергии (Евратом, 1958 г.). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских договоренностей, официальным названием этой интеграционной группировки стал Европейский союз. [См. Словарь основных понятий.]
Развитие интеграционных процессов в Западной Европе постоянно охватывало макроэкономическую сферу и средства структурной перестройки. Межгосударственное вмешательство в экономические процессы носило преимущественно косвенный характер. Его инструментами выступают общий бюджет ЕС и общие фонды.

Но эти средства относительно невелики (около 1% ВВП стран ЕС), чтобы оказывать эффективное влияние на общеэкономические процессы в группировке. Основным инструментом такого воздействия выступает формирование общих условий функционирования различных секторов хозяйства в сообществе. В их числе — аграрная, валютная, внешнеэкономическая, социальная сферы и ряд других.

Разработаны программы по созданию единых рынков капитала, товаров и услуг, что создает дополнительные стимулы для переплетения национальных капиталов.
Еще в 60-е гг. сложилась нынешняя институциональная структура ЕС, которая, наряду с традиционными органами межправительственного сотрудничества, воспроизводит отдельные структуры, присущие законодательной, исполнительной и судебной властям на национальном уровне.
Следует иметь в виду, что интеграционные процессы в Северной Америке имеют отличия от западноевропейской модели.
Так, на североамериканском континенте были созданы предпосылки формирования и развития регионального комплекса на микроуровне, или интеграции, обеспечиваемой прямыми иностранными капиталовложениями. Это свободный режим движения через американо-канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченная обратимость валют. Подобный порядок решал целый ряд задач региональной экономической интеграции без всякого договорно-правового оформления.

Хотя таможенная регламентация взаимного товарооборота была далека от зоны свободной торговли, оставляя довольно широкий простор для внутрирегионального разделения труда.
Только в 1988 г. между США и Канадой было подписано соглашение о создании к 1995 г. зоны свободной торговли. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали соглашение о создании зоны свободной торговли в Северной Америке, которое предусматривает введение в течение 15 лет свободы движения товаров и капиталов между тремя странами.
Развитие интеграционного комплекса в регионе идет в направлении, отвечающем интересам более сильной стороны - американских ТНК, капитал которых занимает ведущие позиции в ряде отраслей соседних стран. Так, 75-80% канадского экспорта, что составляет до 20% ВВП Канады, направляется в США. Для США канадский рынок самый крупный, но его роль несколько иная. В Канаду направляется около 25% американского экспорта, но это составляет чуть больше 1% ВВП США (или 15% ВВП Канады).

До 71% экспорта Мексики связано с США, и только 7% американского экспорта - с Мексикой (или 65% всей стоимости мексиканского импорта). Важно, что значительную часть канадо-американской и мексикано-американской торговли составляют поставки филиалов американских ТНК.

Существующее неравенство сил крупного капитала стран в сочетании с известной свободой для частного предпринимательства придают североамериканской интеграции неравный характер.
К числу особенностей процесса хозяйственного переплетения относится отсутствие ярко выраженной внешнеполитической координации. Кроме того, в практике отношений североамериканских стран было мало двусторонних соглашений, нет совместных регулирующих институтов, подобных органам ЕС. Слабость институционального начала в развитии регионального хозяйственного комплекса не является признаком незрелости интеграции, которая осуществляется в регионе в виде заграничного производства американских ТНК, занимающего заметное место в воспроизводственном процессе партнеров США - Канады и Мексики.
Как известно, процессы хозяйственного сближения протекают также и в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Там насчитывается более 20 региональных группировок. Формы и сферы их сотрудничества разнообразны, и не все группировки имеют интеграционный характер. В основе интеграционных процессов в развивающихся странах лежит стремление правящих кругов объединить свои усилия для преодоления экономической отсталости. Ликвидация тарифов среди экономических группировок развивающихся стран рассматривается как одно из средств индустриализации.

Региональные объединения развивающихся стран преследуют иногда цели экономии иностранной валюты путем создания клиринговых союзов.
К числу региональных группировок, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАФТА), Андский пакт, Центральноамериканский общий рынок (КАКМ), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Общий рынок южного конуса (Меркосур).
Подразделение мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс интернационализации производства. Формирование международных экономических объединений и союзов содействует развитию производственных связей между странами, входящими в них. Но одновременно это создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений. Вместе с тем сдвиги в экономическом положении ряда стран в мировом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей несколько снижает их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе.

Отсюда их стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки.
В результате данных процессов возникают новые механизмы отношений между отдельными группировками. Взаимоотношения интеграционных группировок, торговых блоков и отдельных стран в основном охватывают таможенную и кредитную сферы. Так, ЕС проводит беспошлинную торговлю продукцией обабатывающей промышленности со странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Кроме того, заключены соглашения об ассоциации с большинством стран, ранее входивших в колониальные империи европейских метрополий, оформлены отношения двустороннего характера с рядом группировок развивающихся стран и отдельными государствами.
Помимо тенденции к формированию объединений в форме таможенных союзов довольно заметное место в процессе хозяйственного сближения отдельных государств занимают и ассоциации стран-производителей и экспортеров сырья, свободные экономические зоны.
Так, различные ассоциации стран-производителей создавались развивающимися странами в связи с тем, что сырье играет важнейшую роль в экономике многих из них, достигая 4/5 экспорта некоторых стран и, следовательно, являясь основным источником их валютных поступлений. Эти ассоциации создавались с целью противодействия мощным ТНК, которые проводили политику поддержания низких цен на сырье. Право на их образование было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.
Свободные экономические зоны создаются в государствах с различным уровнем экономического развития. На современном этапе их число превышает несколько сот.
Наиболее распространено понимание свободной экономической зоны как беспошлинной торговли и складской зоны, которая, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения фискального режима рассматривается как находящаяся вне государственных границ.
Самая характерная черта этих зон - практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранного капитала и, прежде всего, на перевод прибылей и капитала. Свободная зона поэтому в наибольшей степени отвечает потребностям ТНК, так как принимающая страна обычно обеспечивает инфраструктуру, начальную подготовку рабочей силы, создает прочие необходимые условия.
Таким образом, мировые хозяйственные взаимоотношения, проявляющиеся в интернационализации производства и интеграции, привели к усилению взаимосвязи отдельных национальных экономик, формированию целостности мирового хозяйства.



Содержание  Назад  Вперед