Региональная торговля внутри Европейского союза


На этом уровне ведущее место занимает региональная торговля внутри Европейского союза (около 26% мирового экспорта). Из межконтинентальных потоков выделяется торговля Северной и Южной Америки с Азией и Океанией31 (около 12% мирового экспорта), а также обмен Европы и Центральной Евразии с Северной и Южной Америкой (более 9% мирового экспорта), Азией и Океанией (около 9%). При этом уменьшается удельный вес торговых трансатлантических отношений США с Западной Европой и растет роль тихоокеанской торговли между США, Японией и странами Восточной и Юго-Восточной Азии, а также европейско-тихоокеанских связей. Это является еще одним подтверждением того, что Тихоокеанский бассейн становится центром мировой экономики XXI века.
Характерной особенностью современной мировой торговли является широкое распространение так называемой встречной торговли, на которую, по некоторым оценкам, приходится от 20 до 30% международной торговли. К операциям встречной торговли относят внешнеторговые операции, при которых покупатель финансирует часть своей закупки выручкой от реализации на внешнем рынке конкретного набора товаров и (или) услуг с помощью продавца. Более 90 стран мира приняли государственные законы, обязывающие своих импортеров производить закупки только в увязке со встречными обязательствами иностранных импортеров.

Наиболее распространены в практике встречной торговли бартерные сделки (безвалютный, но оцененный обмен товарами), встречные закупки экспортерами на часть стоимости поставляемых товаров в стране-импортере, компенсационные соглашения32 (погашение финансового или товарного кредита поставками товаров, выпущенных на закупленном в счет кредита оборудовании, или товарами, произведенными на других предприятиях), офсетные сделки (включение в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-импортере – особенно практикуются при продаже вооружений).
В послевоенные годы под воздействием сдвигов в мировом хозяйстве и в МРТ, стимулированных научно-техническим прогрессом, радикально изменилась товарная структура мировой торговли. Если до Второй мировой войны примерно 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то в настоящее время - лишь 22%. А доля продукции обрабатывающей промышленности возросла с 1/3 до 78%.

Особенно существенно увеличился в мировом экспорте удельный вес машин и оборудования - с 1/10 до примерно 38%, а внутри этой товарной группы - удельный вес электронного и телекоммуникационного оборудования (почти 30% всего экспорта машиностроительной продукции). К числу быстрорастущих товарных групп относится и химическая продукция: 4,6% мирового экспорта в 1937 г. и около 9% в 1995 г.
Как видно из табл. 6, товарная структура экспорта и импорта у различных регионов мира неодинакова. Если в экспорте промышленно развитых стран решающая роль отводится машинам и оборудованию, то у большинства развивающихся стран (особенно наиболее отсталых) основная роль в вывозе принадлежит сырью, топливу и продовольствию.

Многие развивающиеся страны вообще зависят от экспорта какого-либо одного вида сырьевой продукции (например, почти 60% экспортных доходов Гане приносят какао-бобы, 89% экспорта Замбии составляет медь, 60% экспорта Колумбии - кофе и т.д.)33. Исключение составляет группа НИС, специализирующихся на экспорте трудоемких, а в последнее время уже и наукоемких промышленных товаров.
Близка по структуре экспорта к развивающимся странам и Россия. Так, в 1998 г. 48% российского экспорта составляли минеральное сырье и топливо, 17,5% - черные и цветные металлы, в то время как доля машин и оборудования за 1990-1998 гг. упала с 18 до 10%. На мировой рынок поставляется свыше 40% добываемой в стране нефти, более 30% природного газа, более 70% производимых минеральных удобрений, почти 85% целлюлозы и т.д.
В импорте России преобладают машины и оборудование (около 35%) и продовольствие (около 15%)34.
Торговля различными видами товаров имеет свои специфические особенности, на которых мы остановимся ниже.
 
 
Таблица 6

 
 
Товарная структура экспорта различных регионов мира
(в % к общему объему их экспорта)

  Вид товара
Африка
(1992)
Страны ОПЕК1 (1992)
Бывший СССР (1992)
Латинская Америка (1993)
Централь-ная и Восточная Европа (1992)
Развиваю-щаяся Азия (1994)2
Северная Америка (1994)
Западная Европа (1994)
Япония
и четыре “тигра”3
Сельскохозяйственная продукция
  18,3
  5,9
  13,3
  25,0
  17,9
  20,2
  14,0
  11,8
  2,2
Продукция добывающей промышленности
  66,4
  78,5
  56,6
  28,5
  19,4
  13,5
  7,7
  8,0
  6,0
Топливо
59,4
75,6
40,4
16,3
7,4
8,2
3,7
3,7
2,0
Руды и металлы
7,0
2,9
16,2
12,2
12,0
5,3
4,0
4,3
4,0
Готовые изделия
14,9
15,3
26,7
46,0
60,7
65,0
72,9
75,4
89,6
Машины и транспортное оборудование
 
  2,2
  1,9
 
  7,4
  23,4
  25,9
  21,0
  47,0
  37,2
  62,4
Нераспределенные товары
 
0,4
  0,3
  3,4
  0,5
  2,0
  1,3
  5,4
  4,8
  2,2

 
1 ОПЕК – организация стран-экспортеров нефти;
 
2 Кроме Японии, Гонконга, Южной Кореи, Сингапура и Тайваня, а также страны Ближнего Востока;
3 Гонконг, Республика Корея, Сингапур и Тайвань.
 
5.2. Международная торговля машинами и оборудованием
 
Рынок машин и оборудования развивается под воздействием наиболее прогрессивных форм международной специализации и кооперирования, объединения усилий специализированных продуцентов в международном научно-техническом и производственном сотрудничестве. На межотраслевые и внутриотраслевые кооперационные поставки приходилось более 40% общего объема международной торговли машинами и оборудованием. Происходит заметное увеличение поставок не готовых изделий, а их частей в рамках международной поузловой к подетальней производственной кооперации. Помимо этого около 10% международной торговли машинами и оборудованием приходится на запасные части для технологического обслуживания ранее проданных изделий. Организация надежного послепродажного обслуживания машин и оборудования является непременным условием для сбыта изделий, завоевания позиций на мировом рынке.

Ведущие машиностроительные компании мира имеют за рубежом разветвленные сети по сбыту и обслуживанию своей продукции.
Машины и оборудование поставляются на внешние рынки как в собранном, так и в разобранном виде. В последнем случае сборка готовых изделий осуществляется непосредственно в стране-импортере. Поставка машинно-технических товаров в разобранном виде позволяет преодолеть протекционистские барьеры (таможенное обложение деталей и узлов в большинстве стран является льготным по сравнению с обложением готовых изделий), а также сэкономить на упаковке, транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и др. (например, одно и то же судно может перевезти разобранных автомобилей в несколько раз больше, чем собранных).
С середины 50-х гг. широкое развитие получила торговля комплектным оборудованием. На его долю приходилось 15-20% общего объема мировой торговли машинами и оборудованием. Комплектным принято считать оборудование промышленного предприятия, представляющее собой единый законченный технологический комплекс. Примерно 50-60% общего притока иностранных заказов на комплектное оборудование приходится в настоящее время на развивающиеся страны. Поставки комплектного оборудования тесно связаны с сооружением объекта, для которого оно предназначено.

Основные формы сделок на поставку комплектного оборудования: поставки разрозненного комплектного оборудования; строительство объектов на условиях “под ключ” (объект передается заказчику в состоянии полной готовности к работе); строительство объектов на условиях “продукция в руки” (подрядчик оказывает заказчику помощь вплоть до устойчивого выхода объекта на проектную мощность); строительство объектов на условиях “рынок в руки” (поставщик комплектного оборудования не только строит объект, но и обеспечивает рынок сбыта продукции сооруженного предприятия); компенсационные сделки (расчеты за предоставляемые долгосрочные кредиты, предназначенные для приобретения комплектного оборудования, осуществляются путем поставок готовой продукции с вновь построенного или других предприятий); сделки на условиях “БОТ” (подрядчик строит объект, оснащает его комплектным оборудованием и эксплуатирует его в течение обусловленного срока, с тем чтобы возместить понесенные затраты и получить запланированную прибыль; и только затем объект переходит к заказчику).
Большое распространение в последние десятилетия приобрела практика сбыта машин и оборудования через международные торги (тендеры). Торги представляют собой форму торговли, когда покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений заключает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар, наиболее отвечающий условиям торга и на наиболее выгодных условиях.



Содержание  Назад  Вперед