Структура внешней торговли


Поэтому важнейшей задачей является вступление России во Всемирную торговую организацию.
Однако радикальное открытие рынка для России в настоящее время неприемлемо, оно должно осуществляться постепенно.
Процесс вступления страны в ВТО можно разделить на два этапа. Первый представление страной-кандидатом своего торгового, инвестиционного и валютного режимов. Второй переговоры между членами ВТО и претендентом о конкретных условиях вступления страны в ВТО.
Первый этап Россия завершила. Второй начался весной 1998 г. с представления Россией в ВТО своей переговорной позиции по торговле товарами. Параллельно с этим началось ее обсуждение.
Одним из основных принципов ВТО является применение всеми ее членами режима наибольшего благоприятствования, т.е. ни одна страна не может получить (или предоставить) худшие условия доступа на рынок, чем имеют (или предоставляют) другие. Другой главный принцип ВТО предоставление страной-членом национального режима работы на своем рынке компаниям остальных стран участниц организации. Суть его максимальное открытие рынка товаров и услуг для иностранных поставщиков.
Сложность нынешнего момента вступления России в ВТО объясняется тем, что ей потребуется не один год, чтобы выйти на устойчивые темпы экономического роста. Многие сектора промышленности и услуг находятся на этапе становления. Поэтому их следует защитить от внешней конкуренции, а для этого ограничить доступ туда иностранных поставщиков.

Когда ситуация в России исправится и национальная промышленность станет выпускать конкурентоспособную продукцию, вышеназванные ограничения будут постепенно сниматься.
Особенность российских условий при вступлении страны в ВТО высокий импортный таможенный тариф, который носит во многом фискальный характер. Высокие ставки импортных пошлин в тарифе объясняются тем, что в них заложены максимально возможные значения ставок пошлин с целью сохранения возможности для маневра, если реальные ставки будут существенно ниже закладываемых.
Высокие импортные таможенные пошлины устанавливаются на продовольствие, чтобы учесть не только сиюминутные интересы исходя из нынешних потребностей отрасли в защите, но и возможности обеспечить ей поддержку через несколько лет.
Возможно, Россия окажется членом ВТО с урезанными правами. Так, законодательство США запрещает применять в отношении группы стран включая Россию, недискриминационный торговый режим (так называемая поправка Джексона-Вэника). Если эта норма не будет отменена, то США будут вынуждены объявить о неприменении к России норм ВТО в полном объеме.
Имеются проблемы и в связи с созданием Таможенного союза в рамках СНГ. Известно, что Киргизия и Казахстан ведут работу по самостоятельному присоединению к ВТО без участия России. При этом они намерены крайне либерализовать условия допуска нерезидентов на свои рынки. Если это произойдет, то все возводимые Россией преграды окажутся легко преодолимыми для иностранцев, так как у России с Киргизией и Казахстаном практически нет никаких ограничений на торговлю товарами и услугами.

Следовательно, при создании Таможенного союза обязательства между этими государствами и Россией и условия их присоединения к ВТО должны быть едиными, поскольку обязательства в отношении доступа на внешние рынки, которые могут взять на себя Киргизия и Казахстан, могут не устраивать Россию.
Таким образом, соглашения ВТО обеспечивают баланс прав и обязательств стран-участниц, предусматривают усиление системы арбитражного рассмотрения торговых споров. Понятно, что без участия в многосторонней системе регулирования торговли Россия будет неизбежно подвергаться дискриминационным односторонним мерам и, прежде всего со стороны своих западных партнеров. Присоединение Российской Федерации к ВТО сможет оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, структурную перестройку экономики, ориентированную на дальнейшее включение страны в международное разделение труда.

5.3. Структура внешней торговли
Структура внешней торговли включает экспортные и импортные операции.
Под экспортом понимается вид предпринимательской внешнеторговой деятельности, связанной с получением предприятием (резидентом) валютной выручки в результате реализации и вывоза своей конкурентной продукции иностранному партнеру (нерезиденту) за пределы страны.


Схема экспортной операции выглядит следующим образом:


Схема экспортной операции включает:
а) подписание контракта на поставку товара;
б) поставку товаров.
Основными продуктами, характеризующими экспортную операцию, являются:
заключение контракта с иностранными контрагентами (нерезидентами);
пересечение товарами границы страны экспортерами (резидентами);
получение платежей экспортером (резидентом) в иностранной валюте:
а) в валюте страны импортера (нерезидента);
б) в валюте страны экспортера (резидента);
в) в валюте любой третьей страны, например в долларах США.
Валюта определяется условиями торгово-платежного соглашения.
Экспорт может быть двух видов: нерезидентный (когда предприятие время от времени экспортирует излишки, предлагая товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы) и активный (с целью расширения экспорта на конкретном рынке).
Кроме того, экспорт может быть прямой и косвенный. Прямой экспорт осуществляется через экспортный отдел предприятия, находящийся в собственной стране, через сбытовое отделение (филиал) за рубежом, коммивояжеров по экспортным операциям, также через зарубежных дистрибьютеров или агентов.
Косвенный экспорт осуществляется путем привлечения независимых посредников-экспортеров, агентов, различных организаций. Косвенный экспорт наиболее распространен за рубежом. Этому способствуют два фактора: 1) предприятие производит все товары в собственной стране, следовательно, требуется меньше капиталовложений на расширение производства и создание собственного торгового аппарата за рубежом; 2) меньше степень риска.
Следует отметить, что российская практика осуществления экспортных операций отличается от западной. Обуславливается это следующими обстоятельствами:
а) определенная часть российских экспортеров (резидентов) производит капиталовложения за рубежом в интересах создания собственной инфраструктуры по сбыту продукции;
б) предприятия (резиденты) несут меньшие фракционные издержки в экспортной области по сравнению с организацией поставок на внутренний рынок; многим из них выгоднее иметь собственных партнеров и типовые контракты, чем преодолевать сложности налаживания деятельности на внутреннем рынке, связанные с практически полным отсутствием инфраструктуры обеспечения делового сотрудничества также с многочисленными и малоэффективными бумажными процедурами;
в) предприятия-экспортеры (резиденты) испытывают невысокие риски по сравнению с объемами неплатежей внутри страны.
Таким образом, в результате этих обстоятельств, а также гарантированности платежей по экспорту обеспечивается повышение эффективности и экспорта, причем одновременно происходит «привязывание»экспортера к внешним рынкам.
Под импортом понимается вид предпринимательской деятельности российских резидентов, связанный с закупкой у нерезидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг и технологий для последующей реализаций на внутреннем рынке.
Импортные операции требуют от резидентов основательного знания товаров, наблюдений за изменением конъюнктуры рынка, а также правильного выбора момента времени для заключения контрактов. Импортные операции бывают двух видов: прямые и косвенные.
При прямом импорте российские резиденты покупают товары непосредственно у зарубежного изготовителя (нерезидента) или у посредника по экспорту за границей. Импортная сделка осуществляется между резидентом (отечественным получателем) и нерезидентом (поставщиком) за границей.
При косвенном импорте российские предприятия (резиденты) покупают товар у отечественного коммерсанта (отдельной фирмы), специализирующегося на импортных сделках, который в свою очередь получает товар от зарубежного производителя (нерезидента) или экспортера (им также может быть другой резидент). Импортная сделка осуществляется между отечественным коммерсантом, специализирующимся на импорте определенных товаров, и поставщиком за границей.
Импортный режим также бывает двух видов: нелицензируемый импорт и лицензируемый.
Нелицензируемый импорт осуществляется в том случае, когда заключение импортных контрактов не имеет ограничений, т.е. импортер (нерезидент) может без специального разрешения регулирующих органов заключить договор купли-продажи (контракт) с зарубежным поставщиком (другим нерезидентом), ввезти товар на территорию России и произвести оплату.
Лицензируемый импорт осуществляется в том случае, когда для ввоза товаров из-за границы требуется специальное разрешение регулирующих органов, которые определяют условия, объем и выдают лицензии на определенный вид товаров. Только после получения лицензии на ввоз импортер (нерезидент) может заключать с резидентом договор купли-продажи. Для осуществления импортной операции импортер (нерезидент) должен иметь финансовые средства для закупки товаров, знать потенциальных поставщиков, произвести анализ цен конкурентов, предлагающих нужный товар, заключить контракт с наиболее предпочтительным экспортером (резидентом), получить закупленный товар и произвести его оплату.



Содержание раздела