Ставки пошлин в значительной мере дифференцированы


Важным шагом на пути обеспечения предсказуемости и стабильности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности России явилось образование Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В ее рамках осуществляется подготовка всех решений Правительства, касающихся таможенного регулирования.
Помимо этого, постановлением Правительства РФ от 23 октября 1997 г. № 1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики» установлен порядок изменения ставок ввозных таможенных пошлин. Теперь ставки на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев, и их единовременное изменение не может превышать 10%-х пунктов. К тому же решения Правительства по увеличению уровня ставок ввозных таможенных пошлин вступают в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования.
Не менее важным фактором, определяющим привлекательность страны для иностранных инвестиций, являются уровень ставок таможенных пошлин и льготы, применяемые к тем или иным товарам, перемещаемым через границу. Все товары делятся на три категории. Каждая категория перемещаемых через границу товаров имеет свои таможенные льготы.

Действующий в настоящее время таможенный тариф в отношении товаров первой категории (относящиеся к основным производственным фондам и ввозимые на территорию России в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями) в значительной мере стимулирует приток иностранных инвестиций именно в производство, ориентированное на внутренний рынок.
Уровень ставок таможенных пошлин, применяемых в отношении товаров второй категории (готовая продукция, произведенная в рамках иностранного инвестиционного проекта, которая затем подлежит вывозу из России), выше уровня ставок для подавляющего большинства сырьевых товаров или комплектующих изделий в 2 5 раз. Для сырьевых товаров и комплектующих изделий (третья категория товаров) в основном установлена минимально возможная ставка пошлины в размере 5%, в то время как для большей части готовых изделий она составляет максимально возможную величину 30%. Естественно, что это негативным образом сказывается на структуре экспорта предприятий с иностранными инвестициями.
Ставки пошлин в значительной мере дифференцированы по товарным позициям. В российском тарифе используется товарная номенклатура Европейского союза (одна из наиболее дифференцированных в мире) и даже имеется возможность дальнейшего разграничения ставок пошлин в соответствии с национальными потребностями.
В настоящее время в Государственном таможенном комитете России (ГТК РФ) разрабатывается ряд документов, направленных на совершенствование процедур таможенного контроля и оформления товаров. В частности, предполагается значительно упростить процедуру оформления ввозимых крупных комплектных объектов, например, технологических линий по производству тех или иных товаров, что в еще большей мере будет способствовать привлечению иностранных инвестиций.
К нормативной базе регулирования оффшорного бизнеса следует отнести двусторонние соглашения об устранении двойного налогообложения и соглашения о взаимной защите инвестиций. Россия имеет порядка 30 двусторонних соглашений об устранении двойного налогообложения. За последние годы в списке налоговых соглашений произошли некоторые изменения.

Было расторгнуто соглашение с Венгрией. Новые соглашения заключены с США, Италией, Ирландией, Маврикием. Соглашениями об устранении двойного налогообложения с участием России установлены льготные ставки налогов «у источника» (базовые ставки этого налога, которые применяются при отсутствии налоговых соглашений, определяются инструкцией Госналогслужбы).
Произошли изменения и в сфере законодательного регулирования внешнеэкономической деятельности, в частности, усилен контроль за импортными операциями. Инструкция ГТК РФ от 14 ноября 1995 г. предписывает оформление паспорта импортной сделки по каждому импортному контракту. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что инструкция касается в основном импортных сделок на базе договора купли-продажи и не затрагивает комиссионные, лизинговые, консигнационные и другие схемы сотрудничества.


Важнейшим условием привлечения иностранных инвестиций является их гарантирование со стороны государства. Кроме того, что иностранные инвестиции в Российской Федерации гарантируются положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», для нормализации инвестиционного процесса принят Указ Президента РФ «О страховании инвестиций от некоммерческих рисков». Серьезным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков.
Большое значение в области регулирования правоотношений в этой сфере имеют указы Президента РФ: от 11 июня 1994 г. № 1233 «О защите прав инвесторов», от 27 сентября 1993 г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», от 21 марта 1996г. № 408 «Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров», от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера», от 16 июля 1997 г. № 730 «О государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России» и др.
На развитие стимулирования иностранных инвесторов направлен проект постановления Правительства РФ «О перечне приоритетных отраслей и производств, в которых предоставляется льготный режим инвестирования», который также будет способствовать формированию прогрессивной экономики России.
Кроме того, 29 сентября 1994 г. вышло постановление Правительства РФ № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации», а 26 июля 1995 г. Указ Президента РФ № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации».
Среди узкоспециализированных нормативных документов, относящихся к группе базовых документов, но непосредственно влияющих на улучшение инвестиционного климата в России, можно выделить следующие.
Прежде всего принятые подзаконные нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность иностранных инвесторов в области лизинга на территории России:
Указ Президента РФ от 17 сентября 1995 г. № 1929 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»;
постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»;
постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации».
Повышению инвестиционной привлекательности России также способствует Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (ФПГ) и Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп».
ФПГ достаточно перспективная форма привлечения иностранных инвестиций. Теперь инвестор имеет дело не с рядом отдельных предприятий, а с одним холдингом. Примером крупных холдингов могут служить, например, нефтяные компании «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», в военно-промышленном комплексе «МИГ-МАПО».

Крупным структурам значительно легче привлекать иностранные инвестиции.
В целом действующее российское законодательство по регулированию иностранных инвестиций на территории страны охватывает практически весь комплекс проблем, связанных с привлечением капитала нерезидентов. Однако практическая деятельность по привлечению иностранного капитала опережает развитие законодательства. Постоянно меняются условия предпринимательства, формируются новые отношения в рамках Федерации, расширяются внешнеэкономические связи.
В результате основные законы, в том числе и в области инвестиций, принятые на этапе становления российского рынка, сегодня нуждаются в существенных изменениях и дополнениях. Требуется также привести в соответствие с законами многочисленные подзаконные акты. В связи с этим в настоящее время в Государственной Думе рассматриваются проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и «Об иностранных инвестициях в РСФСР».

Фактически уже разработаны новые редакции этих законов.
Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» устанавливает новые правила взаимоотношений между инвестором и государством. Закон позволит более четко контролировать инвестиционные процессы. Новым моментом для инвестора будет неизменность налогового бремени только на период окупаемости проекта.
Однако второе чтение этого Закона Государственной Думой в первой половине 1998 г., как планировалось ранее, так и не состоялось, поскольку многие его положения не соответствуют действующему законодательству. Так, в проекте содержится неоднозначное определение организации с иностранными инвестициями, которая считается таковой с момента включения в состав ее учредителей (участников) иностранного инвестора.



Содержание раздела