Создание механизма интеграции


Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где возникнут сложные проблемы. В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже сейчас просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако видится необходимым создание определенных организационных структур, отработки механизма сотрудничества.


4. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ
На территории бывшего Советского Союза взамен хозяйственной интеграции, осуществлявшейся с помощью нерыночных методов, постепенно, крайне болезненно, а порой и не всегда эффективно, начинается поиск приемлемых форм сотрудничества в условиях перехода к рынку. Перед странами СНГ стоит задача разработки и реализации новой модели экономического союза, которая бы отвечала их долгосрочным интересам.
Государства СНГ унаследовали от бывшего СССР целый ряд таких системных связей, которые объективно подталкивают их к реанимированию, но в новых условиях, целого "интеграционного пласта ". Речь идет о единой энергетической системе, единой системе транспорта, связи, телекоммуникаций, нефте- и газопроводов, стандартов и т.д. Все это создает гораздо более интегрированное и взаимозависимое экономическое пространство, чем то, что достигнуто даже в ЕС ( хотя и исчезли некоторые важные составляющие интеграционной системы, например, платежный союз, единая валюта и др.).

По расчетам российских экономистов, межреспубликанский обмен в 1990 г. составил 20,5% совокупного ВВП СССР против 16% в ЕС. Несмотря на то, что это единое экономическое пространство формировалось на внерыночных принципах, тем не менее образовался целостный экономический механизм, жизненно важный для всех союзных республик. Насильственное дробление экономического пространства бывшего Союза, исходя из приоритета политики, не подтвержденное соответствующими экономическими расчетами, которые бы доказывали необходимость разрыва экономических связей, в результате которого уровень развития каждой республики быстро вырос, наоборот, привело к огромным издержкам и является одной из главных причин острейшего экономического кризиса во всех странах СНГ.
На данном этапе развития СНГ, спустя пять лет после создания Содружества, можно сказать, что в плане сближения, развития интеграционных процессов центростремительные силы отнюдь не перевешивают центробежные. Существуют вполне определившиеся политические и экономические мотивы, факторы, препятствующие этому. Важнейшим фактором, препятствующим развитию интеграционных процессов, является политический. Политические и националистические амбиции не позволяют создать условия наибольшего благоприятствования (экономические, правовые, информационные и др.) для экономических операторов стран-членов СНГ.

Как известно, главным звеном интеграционного сближения является микроуровень, сотрудничество и кооперация между заинтересованными предприятиями, которых на территории бывшего Союза тысячи. Однако на территории СНГ данный фактор отнюдь не доминирует. Во многом из за того, что не приняты решения политического характера, а если и приняты, то "не работают". Так, хотя и был подписан в сентябре 1993 г. рамочный договор о создании Экономического союза, открытый для вступления каждой из стран СНГ, предпринимались попытки реального создания платежного союза, однако выполнение поставленных задач тормозилось зачастую именно политиками.

Создание механизма интеграции является первоочередной задачей. В принципе он должен включать единую финансовую, банковскую и валютно-денежную системы, пакет межгосударственных юридически выверенных соглашений и наднациональные институты, регулирующие внешнеторговую и внутриэкономическую политику.


К факторам экономического характера, также не сопутствующим развитию интеграционных процессов, можно отнести следующие. Одним из главных элементов интеграции является постепенное снижение таможенных барьеров, создание совместных предприятий, условий для свободы движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Однако сейчас на территории СНГ происходят процессы прямо противоположные создаются таможенные посты, вводятся квоты, лицензирование взаимной торговли и т.д.

Данная ситуация вызвана и такими экономическими причинами, как разноскоростное движение к рынку, различия в характере проведения экономических реформ, различная степень обеспеченности сырьем, продовольственными ресурсами, квалифицированными кадрами. Значительно различаются в бывших союзных республиках масштабы и характер либерализации цен, сам уровень цен, что порождает перекачку ресурсов и, как противодействие, возведение таможенных и других барьеров.
Несмотря на сложившееся на сегодня положение, постепенно появляются признаки определенной центростремительности некоторых стран-членов СНГ. Подписаны документы между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией по таможенным вопросам, среднеазиатские республики выступили с серьезными намерениями создать жизнеспособную объединяющую структуру. Данные процессы не следует рассматривать как процессы, препятствующие интеграции, а скорее как процессы, придающие ему многоплановость и многосторонние очертания.
Нет сомнения в том, что на данном этапе на территории СНГ экономическое сотрудничество будет осуществляться без отказа от суверенитета в пользу наднационального института, ибо речь идет о большом количестве партнеров с разным уровнем экономического развития, ярко выраженными национальными проблемами. Готовность экономических операторов стран СНГ к взаимодействию объективно поставит перед правительствами политическую задачу по форсированию развития экономических связей.

резюме

Идеологическая посылка западноевропейских стран в сфере интеграции основывалась на необходимости обеспечения международного экономического порядка, основанного на либерализации и сотрудничестве между странами. Возникла необходимость в создании специальных механизмов регулирующих сотрудничество. К главным органам ЕС относятся: Совет Министров, КЕС, Европейский Парламент, Суд, Европейский Совет.

Важнейшими документами, координирующими стратегию ЕС, являются: Единый Европейский Акт, Маастрихтский Договор.
НАФТА - молодое экономическое формирование: созданное как зона свободной торговли. Механизмы сотрудничества в НАФТА находятся в стадии разработки - как в теоретическом плане, так и в практическом. Сам факт создания этой группировки еще раз подтверждает, что объединение национальных рынков в крупные региональные блоки становится закономерностью для мировой экономики.
Для становления интеграционных процессов в СНГ необходимо согласовать целый ряд важнейших проблем внешнеполитического и внешнеэкономического характера, с тем, чтобы потом отработать стратегию экономического взаимодействия.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ - развитие устойчивых экономических связей между странами и народами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ; обусловлена ростом производительных сил, углублением международного разделения труда; лежит в основе усиления экономической взаимозависимости стран, которая выражается в международном обобществлении самого процесса производства и расширения рынка.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - процесс сближения и сращивания нескольких национальных хозяйств в региональную экономическую систему, который обеспечивается дальнейшей концентрацией и переплетением капиталов, проведением интегрирующимися государствами согласованной внешней и внутренней политики.
ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ - преференциальная зона торговли, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений торговля товарами.
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ - общая таможенная территория двух и более стран с единым таможенным тарифом в отношении третьих стран и полной отменой пошлин во взаимных отношениях.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - интеграционное объединение 15 западноевропейских стран, включающее ЕОУС, Евратом, ЕЭС, функционирующее в условиях провозглашенного с 1 января 1993 г. Единого европейского рынка и фактически представляющее собой единую международную правительственную организацию.


литература

1. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М., "М.О.", 1996.
2. 1992 год: Новые контуры Западной Европы. Отв. ред. В.А.Мартынов.

М., "Мысль", 1992.
3. D.Begg,S.Fisher,R.Dombusch. Economics, Third Edition, McGraw-Hll Book Company, 1991.
4. М.Пебро. Международные экономические и финансовые отношения. Пер. с фран. О.С.Савкевич.

М., Изд. группа "Прогресс-Универс", 1994.
5. Мировая экономика. Под ред. С.Б.Шлихтера, М., Изд.

МГТУ им. Н.Э.Баумана. 1994.
6. Ю.Шишков. НАФТА: истоки,надежды,перспективы. "МЭ и МО", 1994, No 11.
7. Trade Policy Review. European Union, Report by the Secretariat.WT/TPR/S/3. 30 June 1995.
8. B.Wilkinson. The free trade agreement between Canada and United States. "Economic Integration in Europe and North America". UN, N.-Y. and Geneva.

1995, p. 188-207.


Раздел III. МЕХАНИЗМ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ МЭО



Содержание раздела