Реформа финансового сектора


Реформа финансового сектора связывалась с расширением поддержки частных коммерческих банков и превращением специализированных государственных банков в акционерные общества. Предлагалось реорганизировать внешнеторговую деятельность государства. В связи с привлечением иностранных инвесторов рекомендовалось развитие законодательства по страхованию и защите частного предпринимательства. Формирование правительства Е. Гайдара, придерживавшегося монетаристской концепции регулирования экономики, активизировало контакты России с МВФ. В марте 1992 года руководству МВФ был представлен Меморандум об экономической политике, задачей которого было обеспечение принятия России в МВФ и получение кредитных средств.
Главные положения Меморандума: сокращение бюджетного дефицита для стабилизации экономики; прекращение кредитования неперспективных предприятий и сокращение темпов инфляции; приватизация крупных предприятий и создание рыночной экономики при условии юридического обеспечения этого процесса; реорганизация сельскохозяйственного и энергетического секторов экономики с целью увеличения денежных валютных поступлений; установление реалистичного обменного курса рубля.
В соответствии с Меморандумом МВФ составил Программу действий, в рамках которой страна получила первый кредит в размере 1,04 млрд. долларов США на полгода.
Выполнение Программы должно было способствовать предоставлению второго кредита на аналогичную сумму. Далее предполагалось обеспечить фиксированную привязку курса рубля и создать стабилизационный фонд.
Решение МВФ о финансовой поддержке реформ в России было одобрено на встрече семи ведущих промышленных держав в Мюнхене летом 1992 года Поддержку стабилизационной программе России оказали известные теоретики-монетаристы, в том числе профессор Гарвардского университета Д. Сакс.
В случае выполнения программы, намеченной в Меморандуме, предполагалось предоставить России крупномасштабный пакет экономической помощи в 24 млрд. долларов США.
Эта сумма складывалась из следующих составляющих: помощь на двусторонней основе - 11 млрд. долларов США; кредиты МБРР по программе "стенд-бай" и на структурную перестройку энергетического комплекса - 4,5 млрд. долларов США; создание фонда стабилизации рубля - 6 млрд. долл.; отсрочка выплаты внешнего долга - 2,5 млрд. долларов США.
Однако претворение в жизнь программы "натолкнулось" на ряд трудностей. Начиная с осени 1992г. в стране начала "развертываться инфляционная спираль", поскольку кредитная и финансовая политика оказалась непоследовательной по вине как правительства, так и Центробанка.
В декабре 1992 года эмиссия Центрального банка составила 1,3 трлн. рублей, что превысило сумму за предшествующие одиннадцать месяцев. При уровне инфляции 10 % в неделю и учетной ставке 80% в год предприятия стали переводить рубли в доллары. План сокращения бюджетного дефицита до 5 % ВНП был сорван и уже в январе 1993г. уровень дефицита составил 15% ВНП.
В начале 1993 года МВФ провел специальный анализ ситуации в России и, положительно оценив отдельные действия и общее направление экономической политики В. Черномырдина, выделил следующие негативные моменты в осуществлении реформ.
Во-первых, правительству не удалось увеличить государственные поступления, результатом чего стало не сокращение, а рост бюджетного дефицита. Во-вторых, было констатировано ослабление финансовой и денежной политики, в частности, в связи со значительными целевыми кредитами отдельным отраслям и секторам промышленности по фиксированным ставкам, намного меньшим по сравнению с уровнем инфляции ( до 75% этих кредитов немедленно оказывались на валютном рынке, стимулируя дальнейшую инфляционную волну). Правительство также не пошло на увеличение процентных ставок по вкладам в сбербанках.
Общим результатом сало "раскручивание инфляционной спирали" с потенциальной опасностью превращения ее в гиперинфляционную. Соответственно усилились отток из страны капитала, нежелание предпринимателей вкладывать деньги в России, ухудшился платежный баланс, возрос дефицит государственного бюджета. МВФ фактически "заморозил" предоставление своей помощи.



Реально были выделены лишь кредитные линии (экспортные квоты на двусторонней основе и техническая помощь). Стабилизационный фонд рубля так и не был создан, а из обещанных международных кредитов было реально предоставлено около 1,6 млрд. долларов США.
Последующие действия правительства вплоть до марта 1994 года, т.е. до утверждения бюджета в парламенте, свидетельствовали о стремлении найти промежуточный путь между Сциллой - гиперинфляцией, ведущей к отказу от финансовой помощи, в том числе и МВФ, и жесткой финансовой политикой, чреватой социальным взрывом.
Что касается руководства МВФ, то оно продолжало наблюдать за развитием ситуации в России, ограничиваясь посылкой экспертов без принятия на себя каких-либо конкретных обязательств.

Список литературы.
1. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь - справочник. - М., Высшая школа, 1990.
2. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 1997.
3. Леонтьев В.В. Экономические эссе. -М., Республика, 1992.
4. Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991.
5. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 1995”
6. Основы внешнеэкономических знаний /Под ред. И.П. Фоминского. - М., Международные отношения, 1995.
7. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998.



Содержание раздела