Распределение доходов в условиях свободной международной торговли


Однако если расценивать управленческий и иной опыт, накопленный "Боингом" и другими американскими авиастроительными фирмами, как нечто отличное от опыта, накопленного "Мицубиси" и другими японскими судостроителями, то получим объяснение этого конкретного сочетания сравнительных преимуществ в рамках теории сравнительной обеспеченности факторами производства.

1 Леонтьев В. (р. 1906 г.) - американский экономист. Разработал в 30-е годы XX в. метод экономико-математического анализа "затраты-выпуск" для изучения межотраслевых связей, структуры экономики и составления межотраслевого баланса.

Лауреат Нобелевской премии по экономике.

3.4
Распределение доходов в условиях
свободной международной торговли
Выше было показано, что в результате развития внешнеторговых отношений страны, участвующие в них, получают определенный выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Каким же образом распределяется этот выигрыш между отдельными странами, а внутри этих стран между различными категориями населения и, в частности, между производителями и потребителями конкретного товара, участвующего в международном обмене?
Очевидно, что распределение выигрыша от международной торговли как между странами, так и внутри каждой отдельной страны в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли.
Для иллюстрации вышесказанного рассмотрим условный пример, представленный на рис. 3.15.
Как следует из рис. 3.15, производство пшеницы осуществляют Россия и Канада. Цены в отсутствие внешней торговли составляют в этих странах соответственно 200 и 120 долл. за 1 т пшеницы. Существующая разница в ценах создает потенциальные возможности для экспорта (Канадой) и импорта (Россией) пшеницы. Канадским фермерам будет выгодно экспортировать зерно, если мировая цена будет превышать 120 долл. за 1 т; причем чем выше будет мировая цена, тем больше будет объем предложения зерна со стороны канадских производителей зерна при одновременном росте внутренней цены и снижении объема внутреннего спроса на пшеницу в Канаде.

Таким образом, объем экспорта (предложения) зерна на мировом рынке (Sx) будет определяться разницей между объемами предложения и спроса на внутреннем рынке Канады, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx = SKан - DKан (рис. 3.15, в).


Рис. 3.15. Торговля зерном между двумя странами:
а - рынок зерна в России; б - объем экспорта (импорта); в - рынок зерна Канады
Российским же потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него ниже автаркической (Pw 200). Чем ниже будет мировая, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше будет объем спроса на пшеницу в России. Одновременно российские производители будут сокращать объем предложения.

Таким образом, объем импорта (спроса) на мировом рынке (Dм) будет определяться разницей между объемами спроса и предложения на внутреннем рынке России, возникающей в условиях падения цен на зерно: DM = DPoc - SPoc (рис. 3.15, а).
Итак, по мере налаживания торговых отношений между Россией и Канадой цена на зерно в Канаде растет и объем его предложения для продажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в России снижается и объем спроса на импорт растет. На рис. 3.15, б показаны функции спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке пшеницы достигается при цене 150 долл. за 1 т зерна.

При такой цене избыточный спрос в России (50 - 20 = 30) в точности соответствует избыточному предложению в Канаде (60 - 30 = 30). При более высокой цене объем предложения зерна на мировом рынке превысит объем спроса, что будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, объем спроса превысит объем предложения, и мировая цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения.
Мировая торговля и интересы потребителей. Рассмотренная нами модель позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для участвующих в ней стран в целом, внутри этих


стран одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают. Рассмотрим сначала влияние внешней торговли на интересы потребителей. До установления торговых отношений между странами покупатели зерна в России получали потребительский излишек, соответствующий площади треугольника 1 (рис. 3.15, а); для потребителей зерна в Канаде он был равен величине, соответствующей площади фигуры (6 + 7 + 9) (рис.



3.15, в).
После установления торговых отношений между двумя странами Россия становится импортером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается с 200 до 150 долл. за 1 т. Потребительский выигрыш России возрастает до величины, соответствующей площади (1 + 2 + 4 + 5); чистый потребительский выигрыш составит при этом величину (2 + 4 + 5).
В Канаде после вступления ее в торговые отношения наблюдается прямо противоположная картина: внутренняя цена возрастает со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит к падению объема внутреннего спроса на зерно. Потребительский излишек Канады сокращается до величины, соответствующей площади фигуры б, определяя тем самым чистые потери потребителей Канады в объеме (7 + 9).
Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-экспортере проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем потребления. Потребители же в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать большие объемы необходимого им товара по более низкой цене.
Мировая торговля и интересы производителей. Рассмотрим теперь влияние международной торговли на интересы производителей в торгующих странах. До установления внешнеторговых отношений производители в России и Канаде получали излишки производителя, равные соответственно площадям фигур (2 + 3) и (8 + 10).
После установления внешнеторговых отношений канадские производители зерна становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих условиях их совокупный выигрыш производителей будет соответствовать площади фигуры (7 + 8 + 9 + 10 + 11), а чистый выигрыш от развития международной торговли - (7 + 9 + 11). Что касается российских производителей зерна, то они в силу меньшей конкурентоспособности своего производства уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство. Их совокупный выигрыш сокращается до величины, соответствующей площади фигуры 3, в результате они несут чистые потери в размере, соответствующем площади трапеции 2.
Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. А производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать свою продукцию по более высоким ценам.
Чистый выигрыш стран, участвующих в международном товарообмене. Определив влияние международной торговли на интересы потребителей и производителей в отдельности, оценим изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере в целом. Для наглядности сделаем это при помощи табл.

3.12.
Таблица 3.12. Результаты участия в свободной торговле

Страна экспортер (Канада)
Страна импортер (Россия)
потребители
произвoдители
чистый выигрыш страны
потребители
производители
чистый выигрыш страны
чистый выигрыш
чистые потери
чистый выигрыш
чистые потери
чистый выигрыш
чистые потери
чистый выигрыш
чистые потери

7 + 9
7+9+11

11
2+4+5


2
4 + 5

Таким образом, анализ рассмотренной нами модели еще раз подтверждает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-экспортере чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды производителей намного превосходят потери отечественных потребителей, то в стране-импортере, наоборот, общий прирост благосостояния обусловливается тем, что выгоды потребителей превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешнеторговых отношений.
Распределение выигрыша от международной торговли между странами. Как следует из рассматриваемой модели, размер чистого выигрыша страны-экспортера (область 11 на рис. 3.15, б) зависит от физического объема экспорта (60 - 30 = 30) и того, насколько мировая цена превышает автаркическую (150 - 120 = 30). Аналогично величина чистого выигрыша страны-импортера (область (4 + 5) на рис.

3.15, a) зависит от физического объема импорта (50 - 20 = 30) и того, насколько понизилась цена в стране (200 - 150 = 50).
Чтобы наглядно показать распределение выигрыша от торговли между странами, целесообразно использовать функции спроса (импорта) и предложения (экспорта) на мировом рынке (рис. 3.15, б).



Содержание раздела