Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)


ЕЭК содействует развитию торговли, научно-технического сотрудничества. В составе ЕЭК целый ряд отраслевых комитетов - по вопросам сельского хозяйства, химии и т.д. - всего около полутора десятка. В последние годы ЕЭК сосредоточила свое внимание главным образом на проблемах экологии, особенно трансграничного характера, в области эффективного использования энергии (программа "Энергетическая эффективность в 2000 году), в области транспорта (с позиций экологии) и лесных ресурсов. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) создана в 1958 г. с целью оказания содействия африканским народам в изучении и анализе проблем развития Африканского континента. ЭКА разрабатывает мероприятия по экономическому развитию данного региона, предоставляет консультативные услуги согласно запросам стран-членов. Высший орган - ежегодные сессии Комиссии, в перерыве руководство осуществляется через Исполнительный комитет. ®КА имеет четыре субрегиональных отделения - для Север-ВОЙ Африки - в г.Танжере (Марокко), для Западной Африки - в г.Ниамее (Нигер), для Восточной Африки - в г.Лусаке (Замбия), для Центральной Африки - в г.Киншасе (Заир). В последние годы ЭКА оказывала содействие в рамках консультативных технических услуг в области борьбы с засухой, создания проектов в области ирригации, подготовки кадров.

Бюджет ЭКА является в последние годы выше, чем у других комиссий. Так, в 1992-93 гг. он составил 72,1 млн. Дол.
Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) создана в 1948 г. Высший орган - сессия, созываемая один раз в два года, в период между сессиями - Комитет в составе представителей всех 40 стран-членов - Латинской Америки, а также США, Канады, Великобритании, Франции, Голландии, Испании. В составе ЭКЛАК действуют постоянные органы - Комитет по экономическому сотрудничеству стран Центральной Америки, Комитет по развитию и сотрудничеству стран Карибского района, Комитет по торговле, Комитет Правительственных экспертов. Основные направления работы ЭКЛАК во многом похожи на уже отмечавшиеся выше, бюджет приблизительно такой же, как и у ЭКА.
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) - региональный орган, основана в 1947 г. Высший орган - ежегодная сессия , секретариат ЭСКАТО расположен в Бангкоке. Членами ЭСКАТО являются большинство стран региона, включая США, Нидерланды, Великобританию, Францию. На пятидесятой сессии Комиссии в Дели в 1994 г. была принята Декларация об укреплении регионального экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на пути к XXI столетию, которая в общем наметила пути развития региона с учетом его специфики. Ведется работа в рамках программы действий по региональному экономическому сотрудничеству в области передачи технологии под инвестиционные проекты.

Определенные достижения имеются в рамках реализации программы "Транспорт и связь" и программы развития инфраструктуры, имеющих крайне важное значение для региона, в котором проживает более половины населения земного шара.
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) создана в 1974 г. В состав ЭСКЗА входят 14 государств данного региона. Высший орган - пленарная сессия, созываемая раз в два года. Секретариат ЭСКЗА состоит из целого ряда отделов - планирования, промышленности, сельского хозяйства и др., расположен в Багдаде.

Экономическое сотрудничество стран в данном регионе во многом определяется политической ситуацией. Задачи, которые ставит перед собой ЭСКЗА, в принципе, аналогичны тем, что рассматривались выше - создание благоприятных условий для экономического сотрудничества в регионе, укрепление экономических отношений, исследования технического характера и т.д. В 1994 г. в Аммане Комиссия приняла для выполнения пять тематических программ:
рациональное использование природных ресурсов и управление природопользованием;
повышение качества жизни;
экономическое развитие и сотрудничество;
события регионального значения и глобальные изменения;
специальные проблемы.
На протяжении последних лет бюджет ЭКЗА, по сравнению бюджетами других организаций, меньше примерно на 40-45% и сравним с бюджетом ЕЕК.




3. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ООН
Несмотря на предпринимаемые усилия международного сообщества решить проблемы развития экономического сотрудничества через систему и механизмы ООН, остается целый ряд принципиальных вопросов, к решению которых либо пока не найдены соответствующие подходы, либо отдельные факторы глобального характера "возводят" труднопреодолимые барьеры, либо их "неразрешимость" связана с малоэффективным механизмом принятия решений, выполнения их и т.д.
В этой связи целесообразно напомнить о некоторых крупных инициативах, документах и решениях, принятых в рамках экономической деятельности ООН, но не воплощенных в жизнь. В 1974 г., на шестой спецсессии ГА ООН, были приняты Декларация и Программа действий по установлению нового экономического порядка. Однако спустя 20 с лишним лет результатов воплощения программы в жизнь не видно.

Неудачей закончились попытки начать переговоры по глобальным проблемам в плане развития идей, заложенных в резолюции ГА ООН от 1975 г. "О развитии и международном экономическом сотрудничестве".
После 1960 г. были приняты три международные стратегии, развития (1960-1970 гг., 1970-1980 гг., 1980-1990 гг.) и все они не были выполнены по заложенным в них целям (рост ВВП, промышленности, сельского хозяйства, международной торговли, экономической помощи). В 1990 г. на XVIII спецсессии ГА ООН по экономическим вопросам была принята Декларация о международном экономическом сотрудничестве. Спустя шесть лет весьма сложно найти следы воплощения в жизнь положений данного документа.
Нерешенность многих проблем в экономической сфере остро ставит вопрос повышения авторитета ООН. Если миротворческая роль ООН в целом общепризнана, то экономическая составляющая находится далеко от авангарда. Думается, что эффективному продвижению вперед препятствуют как факторы глобального характера, так и объективные причины, характерные для такой огромной организации, как ООН.
Изменения в экономической жизни, в международных экономических отношениях последних лет имели огромное влияние на осуществление тех идей, которые были заложены в документах ООН 60-х, 70-х и даже 80-х годов. Исчезновение социалистических государств с политической карты Европы, СЭВа изменило расстановку сил и на экономической арене. Идеи, которые были заложены во многие крупные экономические документы ООН социалистическими странами, обладавшими своим видением экономического развития в мире, оказались невостребованными и, в конечном счете, повлияли на окончательный результат.

Вообще, многофакториальность при разработке программ глобального характера, сложности, возникающие при их компоновке с учетом различных позиций стран, зачастую приводят к постановке заведомо невыполнимых задач.
С другой стороны, много нареканий вызывает функционирование органов ООН, стоящих у истоков разработки сложнейших экономических документов. В частности, указывается на то, что программы и проекты составляются без учета реальных возможностей организаций и других ООНовских институтов, затратные части проектов и программ, принимаемых к исполнению, не учитывают реальные финансовые условия. Велики затраты международных чиновников, имеющие "непроизводственный характер". В ряде случаев затраты только на командирование специалистов в рамках программы оказания технической помощи составляли до 60% от общей сметной стоимости проекта.

Обо всем этом не раз говорилось в соответствующих кабинетах ООНовских организаций.
Вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности экономических организаций ООН, уже стоят на повестке дня. Ожидается принятие действенных мер, которые будут способствовать прогрессу.


резюме

В мировой экономике международное сообщество на протяжении более чем полувека ищет пути решения проблем с помощью ООН и ее механизмов. Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается прежде всего политической Организацией, что проявляется, во многом, в сфере экономической. Экономическую деятельность координирует и направляет ГА ООН, ЭКОСОС и Секретариат - основные структурные подразделения системы органов экономического сотрудничества.

Непосредственно экономическое сотрудничество осуществляется в рамках региональных экономических комиссий, автономных организаций и специализированных учреждений. Существуют серьезные проблемы в плане развития международного экономического сотрудничества в рамках ООН, вызванные многофакториальностью самого процесса.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ООН - пять региональных экономических комиссий для Европы, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Азии и Тихого океана и Западной Азии (ЕЭК, ЭКА, ЭКЛАК, ЭСКАТО, ЭСКЗА) с одинаковыми в принципе функциями по содействию развитию экономического сотрудничества в указанных географических районах государствам каждого из регионов между собой и с другими странами мира, имеют самостоятельное членство и структуру вспомогательных органов.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ самостоятельные организации, со своими собственными уставами, сферой деятельности, членством, бюджетами и др. Однако в совокупности они образуют систему организаций, объединяемых ООН и получивших название "семьи ООН".
АВТОНОМНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - экономические организации, учрежденные как органы Ассамблеи.

литература

1. Бутрос Б.Гали. Во имя мира и развития. 1994.

Годовой доклад работе организации. ООН, Нью-Йорк, 1994.
2. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М., "М.О.", 1996.
3. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник. М., "Высшая школа", 1990.
4. Овчинников К. Что может ООН в экономике? МЖ N9, 1991, стр. 54-64.



Раздел IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЭО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Содержание раздела