В условиях централизованного планирования


Именно эти благоприобретенные институты, сохраняясь и эволюционируя, позволили возникнуть современной цивилизации, основанной на экономическом и социальном обмене между людьми и между государствами. На основе таких правил поведения возникли правовые нормы, сформировались системы права, способствующие обмену и облегчающие его. Но ра звити е тра ди ций , создающих условия для существования расширенного пор ядка, не про исходит однонаправлено, прямолинейно. Наря ду с выш еизлож енными п ро цессами эволю ция нра вствен ных правил занимает главенствующую роль в определении норм пов еде ния целых наро до в, например, пра вила, основывающиеся на пл еменном духе, колл ектив изме, противопоставлении ин диви да групп е и т. п . Благодаря подобным тра ди циям и нормам ч еловеческого пове ден ия, формировались цивили за ции, от рица ющи е важность о бм ена , торговл и, института частной с обс твенно с ти и индивидуализма в целом.

Такие общества, по выражен ию Карла Поппера, являются закрытыми23[13].

История дает немало примеров закрытых обществ или тоталитарных государств, основывающих свои экономические и социальные системы не на рыночном механизме и свободе, а на принуждении и следовании высшим целям и планам, которые ведомы только тирану, диктатору, вождю или какому-то другому верховному органу власти.
Та ким образом, величина и здер жек рыночных трансакций зав исит не тол ько от пр авовых норм, регламентирующих правила зак лю чения сделок или гарантирующих обе спечение прав собственности, но в равной степен и и о т тради ций ры ночного пов едения контрагентов обмена. Если в обществе не существует моральных прави л уваж ения пра в собственности, честности в соблюдения к онтрактов, то контроль со стороны права (да же с амо го совершенного) не позволит существенно снизить трансакционные издержки, как средние, так и абсолютные. Это четко прослеживается в условиях переходной экономики.

При трансформационных процессах отношения между субъектами формирующегося рынка развиваются быстрее, чем создаются присущие рыночному порядку традиционные нормы поведения. Поэтому трансакционные издержки, даже при создании идеальной правовой системы, будут оставаться довольно высокими еще сравнительно длительное время, пока не привьются населению новые этические правила, характерные расширенному порядку.
В условиях централизованного планировани я трансакционных из держе к вообще не существуе т, п осколь ку меха низм рыночного обмена отсутствует. О днако существовал тене вой рынок, на ко торо м была занята опре делен ная часть населен ия, а большинство населе ния та к или иначе сталки валось с ним в эпоху всеобщего дефицита. Н а теневом рынке трансакционные издержки бы ли крайне высокими потому, что обмен происхо дил вне прав овых рамок.

Под влиянием такой ситуации у людей, тесно связанных с черным рынком, формировались своеобразные моральные и этические нормы, регулирующие их поведение.

Следование такой этике теневой экономики позволяло достигнуть успеха. Эти нормы экономического поведения основывались на правовом нигилизме, поскольку в условиях реального социализма производство или торговля вне рамок государственных учреждений были вне закона. С переходом экономики на рыночный путь развития “черный” рынок легализовался.

Но в новых условиях его агенты не могут сразу поменять правила своего поведения, в рыночных уловиях они продолжали нарушать правовые нормы регулирования экономической деятельности.

Подобное поведение является оппортунистическим и, следовательно, резко повышающим издержки функционирования хозяйственной системы.
Институты этики не являются продуктом целенаправленной деятельности индивида или группы индивидов. Они формируются в результате эволюционного культурного отбора.24[14] Индивиды, принимая решения в процессе хозяйственной деятельности, учитывают те ограничения, которые обусловливаются устоявшимися и принятыми как традиционные матрицами поведения. Игнорируя доминирующие в обществе этические нормы, индивиду трудно рассчитывать на успех своего дела.


Но самое важное заключается в том, что, действуя согласно правилам, которые закрепились в результате эволюционного отбора, субъект хозяйственной деятельности использует больше информации о приемлемости своих поступков, чем он может получить и осмыслить, руководствуясь лишь одной рациональностью. Неслучайно Хайек отмечает по этому поводу: Рационализм может быть ошибочным, и традиционная мораль может в некоторых отношениях обеспечить более верное руководство для человеческих действий, чем рациональное знание25[15].
Моральные нормы влияют на процесс формирования субъективных мысленных конструкций у индивида. Дуглас Норт подчеркивает, что субъективные мысленные конструкции, при помощи которых индивидуумы обрабатывают информацию, приводят к решениям, определяющим выбор индивидуума26[16]. Обладая различными способами восприятия (менталитетом) экономических явлений, индивиды в схожих экономических ситуациях принимают различные решения.

Мысленные конструкции игроков, заданные сложностью окружающего мира, ограниченной информационной обратной связью с результатами деятельности, унаследованными культурными традициями, определяют их восприятие.27[17] Следовательно, успех проведения рыночных реформ во многом зависит от изменения менталитета населения.



Содержание раздела