Финансовая помощь коммерческим предприятиям


Вместе с тем нет правил без исключения. Наряду с действительно небольшими по площади технополисами есть технополисы и технопарки, отличающиеся весьма внушительными размерами. Знакомство с нижеприведенной таблицей показывает, что организация технополисов требует большой подготовительный работы, предполагающей согласованные действия властных структур разного уровня, начиная с правительственного и кончая региональным и городским, а также всех заинтересованных организаций: научно-исследовательских, предпринимательских, финансовых и т.д. Эти действия прежде всего должны быть нацелены на: 1) выяснение наиболее важных потребностей конкретных регионов и территорий в высокотехнологичных отраслях производства и видах наукоемкой продукции; 2) определение приоритетных направлений социально-экономического развития этих регионов и территорий с учетом возможностей, открываемых перед ними в случае создания на их базе технополисов;
3) тщательных анализ наличия объективных предпосылок для создания технополиса; 4) уточнение целей, задач и перспектив развития предполагаемых технополисов.


Таблица 1
Руководство для создания технополисов

Основные этапы создания технополисов
Суть этих этапов
Формулировка основных направлений деятельности
(для министерств)
Содержание основных направлений
1. Определение районов (пространств), которые могут быть использованы для развития наукоемких производств.
2. Формулировка целей и задач развития этих производств.
3. Отбор коммерческих проектов, которые способствуют развитию технополисов.
Требование к размещению технополисов
1. Наличие пространств, где нет чрезмерной концентрации промышленности.
2. Наличие пространств вне или поблизости от городов, которые могут стать центрами промышленного развития или уе существуют как таковые реально.
3.Наличие пространств поблизости от университета(ов), в котором(ых) читаются курсы по новейшим технологиям.
4.Наличие значительного количества коммерческих предприятий.
5. Местоположение, которое гарантирует быструю и легкую доставку и транспортировку грузов, пассажиров и т.д.
Подготовка программы развития технополиса
(для властей префектур)
Содержание программы
1.Определение районов (площадей) для технополиса.
2.Формулировка целей и задач индустриального развития, основанного на новейших технологиях.
3.Планирование, сооружение и поддержка (изыскание средств) для промышленной зоны, службы водного обеспечения, жилой зоны, дорог и т.д.
4.Разработка юридических положений (постановлений), способствующих созданию условий для финансирования коммерческих предприятий и других служб, необходимых для развития технополиса.
Утверждение программы (для министерств)
Условия для утверждения программы
1.Определить, подходит ли для размещение технополиса предлагаемый район или нет.
2.Выяснить, соответствует или нет предлагаемая программа основным направления развития региона.
3.Определить, обеспечат ли реализацию программы технополиса в экономическом отношении территории (города), на базе которых будут создаваться эти технополисы.
Государственное содействие
Меры государственного содействия
развитию технополисов
1.Списание налогов корпорациям на юридической основе.
2.Льготная налоговая система.
3.Финансовая помощь коммерческим предприятиям
4.Помощь в создании необходимой инфраструктуры.
1. Создание стимулов для привлечения в технополисы коммерческих предприятий, расположенных поблизости и содействующих развитию наукоемких производств.
2. Оказание коммерческим фирмам, способствующим развитию высокотехнологичных отраслей.



Размеры и источники финансирования
Создание технополисов требует весьма значительных финансовых средств. Величина средств, необходимых для создания технополиса, зависит от целого комплекса обстоятельств, в том числе и от основных направлений деятельности будущего технополиса; размеров отводимой под него площади; объема планируемых строительных работ, количества и характера строящихся объектов; удаленности технополиса от “материнского” города и состояние транспортных и прочих коммуникаций между технополисом и этим городом; предполагаемого количества фирм технополиса, а также их специализации, требующей соответствующего технического оснащения и т.д.


К примеру, типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы.
Так затраты государстенного сектора на создание французского технополиса “София Антиполис” составили в начале 70-х годов около 400 млн.. франков. Кроме того, частный сектор вложил от 250 до 400 млн.. франков в строительство различных сооружений, включая и жилищные. Еще 300 млн.. франков частный сектор выделил на строительство промышленных зданий и закупку оборудования.

Чтобы окупить столь значительные затраты, нужны годы. Обычно технополис начинает приносить прибыль не ранее чем через 5 - 10 лет.
В каждом конкретном случае модель финансирования зависит от уровня экономического развития страны, экономической политики правительства (она может способствовать, а может наоборот, тормозить развитие технополисов), финансовых возможностей учредителей и множества других факторов.
Инвестиции на развитие технополиса могут быть как внешние, так и внутренние. Какие из них являются более предпочтительными? Убедительными представляются рассуждения на этот счет английской исследовательницы Х.Санмен. Она полагает, что внешние инвестиции часто не способствуют развитию инфраструктуры технополисов, ведут к его однобокости.

В погоне за скорой прибылью иностранные инвесторы могут вкладывать средства не в перспективные наукоемкие отрасли, а в те, что дают отдачу сегодня. Поэтому, как считает Х.Санмен, ключ к успешному развитию технополисов - в использовании прежде всего местных ресурсов.
Немаловажное значение для технополисов имеет система финансовых льгот и стимулов, среди которых получили распространение:
- компенсация убытков;
- система ускоренной амортизации;
- льготное кредитование малых и средних фирм;
- предоставление крупных кредитов малым исследовательским и венчурным фирмам.
К финансовым стимулам относятся гранты под конкретные исследовательские программы; “инновационные стипендии”, идущие на поддержку новых наукоемких предприятий; стипендии для поощрения исследователей или приобретения ими оборудования и материалов. Гранты под определенные научные программы чаще всего выделяются правительством или местными органами власти, а разного рода поощрительные стипендии - учредителями технополисов.

Факторы, определяющие структуру управления
Управленческая структура технополиса зависит прежде всего от следующих четырех факторов: научно-производственной структуры; состава инвесторов; роли, которая отводится университету (НИИ) в управлении; степени четкости представлений руководства технополиса о его целях и задачах.
Наиболее типичным управленческим органом в технополисах является правление (комитет), куда входят руководители основных структурно-функциональных секторов (подразделений); университета (НИИ), компаний делового центра или коммерческой палаты, а также представители местных органов власти и банков, спонсоров и т.д. В роли управляющего обычно выступает руководитель главного научно-исследовательского подразделения или основной научно-производственной компании. Если технополис - акционерное общество, то его главным управленческим органом является управление акционеров.

Правление технополиса осуществляет следующие основные функции:
1. Планирование: включающее в себя выработку общей стратегии развития технополиса, подготовку деловых планов, составление маркетинговых программ, распределение финансов и другое.
2. Создание необходимой организационно-функциональной структуры и подготовка кадров, куда входят отбор акционеров, научных организаций, компаний, предприятий в соответствии с основными целями и задачами технополиса, обеспечение оптимального взаимодействия и взаимосвязи между подразделениями, разрешение проблем и возможных конфликтов, возникающих между ними, налаживание контактов с вузами по поводу подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
3. Решение хозяйственно-организационных задач, связанных с материально-техническим обеспечением технополиса, развитием его инфраструктуры, эксплуатацией зданий, руководством сбытом.
4. Контроль за деятельностью основных структурных подразделений и выполнением решений правления.
5. Установление необходимых контактов с местными органами власти, банками, поставщиками, деловыми партнерами и т.д.
Структура управления оказывает сильное воздействие на определение целевых приоритетов деятельности технополиса. Практика показывает, что там, где управление технополисом сосредоточено главным образом в руках местных органов власти или крупных промышленных компаний, на первый план выступают задачи не столько научно-технического, сколько производственно-экономического развития региона (создание новых предприятий и новых рабочих мест).



Содержание раздела