Ценные бумаги и фондовый рынок.


табл.9), что в Москве устойчиво сосредоточено не менее 45 50% рублевых денежных ресурсов страны (с повышением степени концентрации в 2000 г.) Таблица 9*


1997
декабрь
1998
декабрь
1999
декабрь
2000
июль
2001,
16 мая
Доля московских кредитных организаций в остатках средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, в %


46.9





46.8


50.7


59.8


55.35*

*Рассчитано по данным Банка России, опубликованным на сайте в Интернет www.cbr.ru. Данные на 16 мая 2001 г. приведены по Московскому региону в целом

Заключение

Волатильность не только курсов ценных бумаг, но и самой институциональной структуры рынка показывает, что крайне необходим макроэкономический мониторинг того, что происходит с рынком в целом, который сейчас отсутствует. Важнейшее значение должно иметь создание статистики фондового рынка, подобной той, которая существует для кредитных организаций.

Данные анализа показывают, что брокерская дилерская отрасль и рынок в целом после кризиса попрежнему нуждаются в программе реструктуризации и особой политике, направленной на восстановление институциональной и региональной структуры рынка:

-численность операторов и инфраструктурных организаций фондового рынка продолжает сокращаться,

-отрасль ценных бумаг обладает ослабленной способностью к привлечению денежных средств в регионах и последующему направлению в них инвестиций, региональная инфраструктура рынка развита крайне слабо

-денежные ресурсы, финансовые активы, финансовые посредники излишне концентрированы в Москве

-тенденция к дальнейшей концентрации рынков в столице, возникшая до кризиса августа 1998 г., продолжается и в послекризисный период, рыночная ниша Москвы на финансовых рынках продолжает увеличиваться

-кроме Москвы, еще несколько городов имеют экономическое значение в качестве будущих финансовых центров, в частности, Санкт Петербург (3-8% рынка), Екатеринбург и Новосибирск, один из городов Поволжья (Самара, Нижний Новгород или Казань), может быть, Ростов

-должна существовать региональная политика государства и СРО, направленная на восстановление финансовой инфраструктуры регионов, на расширение их рыночной ниши, на усиление их способности аккумулировать внутри себя денежные ресурсы и направлять их на цели инвестиций,

-при этом неизбежно должны происходить поглощение или уход с рынка мелких региональных бирж, укрупнение и консолидация организаторов торговли (наряду с их развитием в качестве регионально распределенных сетей, созданием альтернативных торговых систем).


1 Рассчитано по данным сервера раскрытия информации, ведущемся на сайте ФКЦБ России в Интернете www.fedcome.ru
2 Автором (руководитель коллектива) и Андриановой Л.Н., Кучинской А.Г. были выпущены в 1996 97 г.г. справочники «Институты рынка ценных бумаг в России», на данных которых основаны приведенные расчеты. См. Институты рынка ценных бумаг в России.

М.: Московское агентство ценных бумаг, АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1997. 340 с.
3 Я.М.Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995. С. 24
4 Там же, С.24
5 Рассчитано по данным системы раскрытия информации «СКРИН», ведущейся НАУФОР (www.skrin.ru)
6 Рассчитано по данным Банка России о региональном распределении активов кредитных организаций, опубликованных на сайте Банка России в Интернет www.cbr.ru



Содержание раздела