Рыночный механизм и его элементы


Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.
Третье условие разрешение проблемы трансакционных издержек издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятель-
ности.
Рыночный механизм и его элементы
Рыночный механизм это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.
На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зави-
1. Понятие рынка и рыночного механизма 93
симости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.
Важно отметить что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.
Действие этого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики.
На рынке продавцы и покупатели на свой страх и риск совершают обменные сделки. Все боятся прогадать, быть обманутыми, понести убытки. Все хотят продать подороже, а купить подешевле.

Риск выражается в том, что товаропроизводитель стремится предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать товар за бесценок. Таким образом, на рынке стихийно возникают различного рода конфликты, которые разрешаются с помощью рыночного механизма.

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению элементов и законов рыночного механизма, отметим, что сам рыночный механизм содержит в себе элементы: 1) саморазвития и 2) государственного регулирования путем воздействия государства на спрос, предложение, цены и конкуренцию.
94 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Рассмотрим подробнее эту зависимость.


2. Спрос: индивидуальный и рыночный. Факторы спроса и закон его изменения. Эластичность спроса
Спросом в западной экономической литературе называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени.
Спрос на рынке выступает со стороны потребителя, вернее, покупателя и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах. Но не всякая потребность, а лишь подлежащая удовлетворению и обеспеченная денежным эквивалентом, т.е. платежеспособная, потребность.
Потребность одного человека, обеспеченная деньгами и обязательно «вынесенная на рынок» и ориентированная всегда на покупку определенного товара или услуги, характеризует индивидуальный спрос, или спрос на микроуровне.
Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта осуществляется при следующих важных условиях:
а) большинство товаров и услуг не бесплатны;
б) у любого товара есть заменители (субституты);
в) неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.
От индивидуального спроса следует отличать совокупный рыночный спрос. Последний представляет собой сумму индивидуальных спросов на рынке для каждой цены товара.
Различают платежеспособный спрос на факторы производства (спрос производства) и на предметы потребления (потребительский спрос). Последний во многом зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках у населения, в банках, различных выплат и наследства, размеров рынка, цены, полезности и качества товаров, субъективных вкусов и предпочтений.
Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамик\ влияют многочисленные факторы как экономического, так и социального, а также технологического характера. Спрос на товар, например может увеличиваться в результате использования рекламы, изменений
WF'
2. Спрос. Факторы и закон изменения спроса. Эластичность спроса
95
моды и вкусов, предпочтений, окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цены на взаимозаменяемые товары, количества населения.
В связи с этим различают экзогенный и эндогенный спрос. Экзогенный это такой спрос, изменение которого вызывается вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка. Эндогенный или внутренний спрос образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе.
Кривая спроса и закон падающего спроса
Количество вещей, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него.

Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.
Предположим, что при цене 5 долл. за единицу товара всеми потребителями будет куплено на рынке 10 единиц товара, при цене 4 долл. за единицу товара 11 единиц товара, при цене 3 долл. соответственно 12 единиц, при 2 долл. 15 единиц и при цене 1 долл. за единицу товара будет куплено 20 единиц.
Если цены Рза единицу товара отложим по оси ординат, а количество товара Q, на которое предъявляется спрос, по оси абсцисс, то мы получим следующий график ( 4.3).
Р, долл.
10 15 20 о,ед.
4.3. Кривая спроса
96
Глава 4. Рынок. Спрос и предложение

Такое соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса или кривой спроса D (demand).

Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
На графике кривая DD опускается сверху вниз. Это обусловлено законом падающего спроса.
Закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (при неизменности других условий рынка), то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.
Этот закон впервые сформулировал французский математик Анту-ан Огюстен Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обоснованно и не противоречит рынку. Закон падающего спроса А. Курно формулируется:
где /(Т) 0; D спрос;/ функция; Р цена.
Данный закон выражает следующую зависимость:
цены имеют тенденцию к снижению;
при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот, повышается;
но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены.
Отсюда кривая спроса убывающая.
Закон падающего спроса под воздействием многочисленных факторов действует как тенденция.
Желание покупателя приобрести тот или иной товар зависит не только от того, сколько он может потратить денег, но и от того, в какой степени ему нужен этот товар, т.е.



Содержание раздела