Разгосударствление и приватизация


Особое место занимает интеллектуальная форма собственности, представляющая собой присвоение знаний, обмен научной информацией, культурой, искусством, изобретениями, которая делает возможной так называемую утечку мозгов.
Развитие форм собственности на современном этапе характеризуется процессом интернационализации отношений собственности, в результате чего появляются совместные, смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности ( 19.1).
Итак, ни одна из форм собственности не может быть идеальной и универсальной. Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования.

Акционерная и кооперативная формы собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Частная собственность используется там, где не требуется большой концентрации средств, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.
Разгосударствление и приватизация
Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности как основе формирования рыночного хозяйства, как оптимизации структуры предпринимательства.
Разгосударствление это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
2. Собственность и приватизация
521
СОБСТВЕННОСТЬ
По форме присвоения
Индивидуальная
Личное подсобное хозяйство
Трудовое хозяйство
Индивидуальная трудовая деятельность
Личная собственность
Коллективная
-Кооперативы
- Коллективные
предприятия -Арендные предприятия
- Товарищества -Акционерные
предприятия L Ассоциации и т. д.
Государственная
- Общегосударственная
-Муниципальная
-Образования
на территории
государства
По форме права собственности
Частная
Граждан
Юридических лиц (предприятий, объединений, организаций)
Государственная
Федеральная Республик и других
образований
в составе
государства Муниципальная
Совместная
-Совместных предприятий и организаций
По субъектам и объектам
Объекты
Продукт
Рабочая сила Земля, природные
ресурсы Жилые дома
Ценные бумаги и т. д.
Субъекты
Отдельные граждане - Коллективы, группы, семьи
Государство L Другие
19.1. Классификация форм собственности на основе различных критериев
522
Глава 19. Особенности переходной экономики России

Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не влечет полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушаются, эффективность общественного производства снижается.

Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.
Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:
1) разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;
2) создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
3) формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.
Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.
В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация.
Приватизация одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. '


Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность:
предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;
материальных и нематериальных активов предприятий;
долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);
b^i*
2. Собственность и приватизация
523
принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.
Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики, в большей степени независимой от государства.
Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.
Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.
В странах с развитой рыночной экономикой и переходной экономикой цели приватизации различны ( 19.2).
Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.
Лидер приватизации Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и ее функций частному сектору.
Процесс приватизации длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе 1015 лет, в России еще не закончен.
524
Глава 19. Особенности переходной экономики России

Цели приватизации


-


-




Страны рыночной экономики
Россия






Сокращение задолженности государственного сектора
Формирование слоя частных собственников-предпринимателей




Развитие рынка
Повышение эффективности деятельности предприятий




Стимулирование предпринимательства
Создание конкурентной среды




Расширение индивидуальных свобод
Содействие демонополизации экономики




Развитие народного капитализма
Привлечение иностранных инвестиций




Ослабление профсоюзов
Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации




19.2. Цели приватизации в развитой рыночной и переходной экономике
В ходе приватизации в России созданы разнообразные видьгинди-видуальной и коллективной собственности, перешедшей в хозяйственное владение трудовых коллективов и акционеров. В индивидуальной и частной собственности к 1998 г. было почти 80% промышленных и 8590% коммерческих структур.
Данные о ходе приватизации в России в 19941998 гг. приведены в табл. 19.1.
uluJlj
3. Предпринимательство и теневая экономика
525
Таблица 19.1. Приватизация государственного имущества в России
Год
Приватизировано предприятий
Доход от приватизации
1994
21 905
1 ,07 трлн руб.
1995
16152
7319,4 млрд руб.
1996
4997
1374 млрд руб.
1997
3353
18 653,5 млрд руб.
1998
2583
18 419,7 млн деном. руб.
К сожалению, реформирование ключевых отраслей и либерализация производственно-экономических связей не обеспечили экономический рост увеличение темпов развития и рост национального дохода на душу населения. Поспешная приватизация и криминализация экономики привели к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство и связи, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств.

За 19921998 гг. закрылось более 70 тыс. заводов в различных регионах страны.



Содержание раздела