Издержки обращения: основные и дополнительные



4. Зависимость прироста объема производства от увеличения использования производственных факторов характеризуется положительным эффектом масштаба (выпуск продукции растет), неизменным эффектом масштаба (размер фирмы не влияет на продуктивность используемых факторов) и отрицательным эффектом масштаба (при увеличении использования факторов объем выпуска продукции может увеличиваться в меньших размерах, чем объем факторов).
5. В результате соединения факторов производства создается определенная масса продуктов, которая характеризуется совокупным продуктом (7V), средним продуктом (АР), предельным продуктом (МР). Тенденция к сокращению предельного продукта описывается законом убывающей отдачи или убывающей предельной производительности. Производительность труда определяется отношением объема продукции к затратам труда.
6. Производство осуществляется на отдельном предприятии (как правило, однопрофильное производство) и фирме (многопрофильное производство). Фирмы различаются по ассортименту выпускаемой продукции, по сферам приложения капитала, по формам собственности и по объему производства или количеству занятых работников.
Термины и понятия 175
7. Предприятия в своей деятельности несут расходы (издержки производства и издержки обращения). Виды издержек производства чрезвычайно многообразны это и издержки общества и издержки предприятия; альтернативные издержки, явные и неявные; экономические и бухгалтерские: постоянные, переменные и общие (валовые), средние и предельные издержки. Сравнение средних и предельных издержек важная информация для управления фирмой, определения ее устойчивого, равновесного положения.
8. Равновесие фирмы достигается в точке совпадения цены предложения, средних и предельных издержек или в случае равенства предельного дохода и предельных издержек.
9. Результатом деятельности фирмы (предприятия) является выручка (валовой доход) и прибыль. Существуют три группы теорий прибыли (компенсаторные и функциональные, монопольной прибыли и рыночного дисбаланса, технологические и инновационные), которые по-разному объясняют природу прибыли. В хозяйственной практике прибыль определяют как разницу между суммарной выручкой и суммарными издержками.

Различают нормальную, экономическую и бухгалтерскую прибыль.

Доход предприятия выступает в виде валового, среднего и предельного доходов.
10. Основная цель предприятия в рыночных условиях максимизация прибыли. Правило максимизации прибыли гласит, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используетсядо тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене.
Термины и понятия
Фактор производства: личный и вещественный, земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, информация, экологический и др. Капитал: основной и оборотный, физический Товарные запасы Труд
Человеческий капитал Рабочее время
Предпринимательская деятельность и способность Взаимозаменяемость факторов производства Производственная функция Изокванта. Карта изоквант Изокоста
Агрегатная функция Дугласа и Солоу Теория человеческих отношений
Эффект масштаба: положительный, неизменный и отрицательный Совокупный (77"), средний (АР) и предельный (МР) продукты Производительность труда Законы убывающей отдачи Закон предельной производительности
176 Глава Ь. Производство и фирма. Издержки, выручка и прибыль
Фирма: государственная и частная (единоличная, товарищество, акционерное обшество); мелкая, средняя и крупная.
Издержки производства: общество и предприятие, альтернативные, явные и неявные, экономические и бухгалтерские, валовые, средние и предельные, постоянные и переменные
Издержки обращения: основные и дополнительные
Экономическое равновесие фирмы
Доход (выручка): валовой, средний и предельный
Прибыль: нормальная, экономическая и бухгалтерская
Теории прибыли: компенсаторные и функциональные, монопольной прибыли и рыночного дисбаланса, технологические и инновационные
Принцип (правило) максимизации прибыли
Вопросы для самопроверки
1. Можете ли вы изложить современную классификацию предприятий (фирм)?


2. Какие вы можете назвать достоинства и недостатки основных организационно-правовых форм предприятий?
3. Расскажите о двух подходах в экономической теории к анализу издержек производства.
4. Охарактеризуйте производство и его основные факторы.
5. Какое из определений фирмы является наиболее полным:
а) фирма это организация под единым управлением, учрежденная в целях принесения прибыли ее собственникам посредством предложения на рынке одного или нескольких товаров и услуг;
б) фирма это хозяйственная единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности;
в) фирма это организационно-экономическая система, с помощью которой осуществляются производственные процессы по созданию товаров и услуг с целью дальнейшей их продажи.
6. Студент во время каникул может заработать 500 руб. или пойти на курсы английского языка. Выбрав курсы английского языка, студент составил смету расходов:
Плата за обучение 200 руб. Плата за учебники на курсах 30 руб. Транспортные расходы 40 руб.

Расходы на питание 300 руб.

Чему будут равны альтернативные издержки?
7. Сравнивая кривые на графике, можно сделать вывод, что:
а) с ростом объема продукции рост затрат ускоряется;
б) с ростом объема продукции рост затрат замедляется;
в) затраты на производство продукции не зависят от объема;
г) затраты на производство продукции изменяются пропорционально росту объема.
Вопросы для самопроверки IV?
8. Совокупный доход предприятия составляет 600 тыс. ден. ед. Предприятие платит зарплату работникам 300 тыс. ден. ед. Кроме того, затраты на сырье и материалы'составляют 100 тыс. ден. ед., неявные издержки предприятия составляют 150 тыс. ден. ед.

Определите бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль предприятия.
9. Какое из следующих утверждений является правильным:
а) Бухгалтерская прибыль Неявные издержки = Экономическая прибыль;
б) Экономическая прибыль Бухгалтерская прибыль = Явные издержки^
в) Экономическая прибыль Неявные издержки = Бухгалтерская при\ быль;
г) Явные издержки + Неявные издержки = Бухгалтерские издержки.
10. Охарактеризуйте эффект масштаба. Какое он имеет значение для хозяйственной практики?
11. Что такое производительность труда, как она определяется и в чем смысл закона убывающей производительности?
12. Верны ли утверждения:
а) максимизация прибыли обозначает минимизацию общих издержек на единицу выпуска продукции (да, нет);
б) если цена равна средним переменным издержкам, то в краткосрочном периоде фирма должна прекратить свою деятельность (да, нет);
в) равновесие отрасли в долгосрочном периоде устанавливается при условии, что происходит ликвидация экономической прибыли у всех фирм, занятых в отрасли (да, нет);
г) если для олигополиста цена оказывается меньше средних издержек, ему следует уйти из отрасли (да, нет)?
Глава 7. Конкуренция и рыночная власть. Антимонопольное регулирование

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

Конкуренция это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Конкуренция это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

1. Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков
Конкуренция (от латинского «concurrere» сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
наличием множества равноправных рыночных субъектов;
полной экономической обособленностью каждого из них;
зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг продажа товаров
I. Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков 179
по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) иенам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене.



Содержание раздела