Уровень цен и его измерение


  • Соотношение между показателями системы национальных счетов можно представить в виде простейших уравнений:
    1. GDP = C + I + G + NX.
    2. GNP = GDP + чистый доход из-за рубежа.
    3. NDP = GDP - амортизация.
    4. NI = NDP - косвенные налоги.
    5. YD = NI - T.
    6. T = TA - TR.
    7. NX = экспорт - импорт,
  • где: GDP - валовый внутренний продукт,
  •        GNP - валовый национальный продукт,
  •        NDP - чистый внутренний продукт,
  •        NI - национальный доход,
  •        YD - располагаемый доход,
  •        T - чистые налоги,
  •        TA - налоги,
  •        TR - трансфертные платежи,
  •        NX - чистый экспорт.

7.4. Уровень цен и его измерение В рыночной экономике значение цен трудно переоценить. Рыночный хозяйственный механизм - это механизм распределения ресурсов через колебания цен. Объемы всех товаров и услуг измеряются в ценах.

Определение уровня цен в экономике поэтому имеет особое значение. Изменения уровня цен необходимо знать в частности и потому, что при определении масштабов ВВП в данном году мы должны знать не только номинальный объем ВВП, но и реальный объем ВВП. При определении темпов инфляции также необходимо измерять уровень цен и сравнивать их по периодам.


  • В макроэкономическом анализе используются разнообразные показатели уровня цен в экономике, важнейшими из которых являются следующие:
  • индекс цен потребительских товаров (CPI, Consumer Price Index),
  • индекс цен производителей (PPI, Producer Price Index),
  • дефлятор ВВП (GDP deflator).

Индекс цен - это отношение совокупности цен определенного набора товаров и услуг в данном периоде к совокупности цен сходного набора товаров и услуг в базовом периоде, умноженное на 100.
            стоимость рыночного набора в текущем году
Индекс цен = ---------------------------------------------------------------------------- х 100.
            стоимость рыночного набора в базисном году
Рассчитаем, например, индекс цен для потребительского набора, состоящего из двух товаров, - 1 кг яблок и 3 мужских рубашки. В этом году цены на яблоки в связи с хорошим урожаем снизились с 20 до 15 руб. за 1 кг, а цены на рубашки в связи с ростом издержек производства из-за повышения цен на электроэнергию и хлопок выросли с 300 до 400 руб. за рубашку. Стоимость рыночной корзины выросла с 920 руб. в прошлом году, который у нас служит базисным годом, до 1215 руб. в нынешнем году. Разделив стоимость набора в текущем году на стоимость набора в базисном году и умножив на 100, мы получим индекс цен в текущем году. Он будет равен 132: (1215 / 920) х 100 = 132.

Значение индекса цен в базисном периоде всегда равно 100. Если в текущем периоде индекс выше 100, значит, цены выросли. Если индекс ниже 100, значит цены снизились. В нашем примере цены выросли на 32 пункта (%).

Данные для расчета индекса цен по нашему потребительскому набору приводятся в табл. 7.7. В принципе ничего не изменится, если вместо потребительских товаров мы возьмем товары производственного назначения, например цветные металлы, нефть, хлопок, токарный станок.

Таблица 7.7. Расчет индекса цен
Потребительский набор
Кол-во
Цены (руб.)
базисный год
текущий год
Яблоки
1 кг.
20
15
Мужские рубашки
3 шт.
300
400
Стоимость потребительского набора
-
920
1215
Индекс цен
-
100
132

Индекс потребительских цен (CPI) - это отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем году к его стоимости в базисном году.
Индекс потребительских цен - это наиболее распространенный индекс цен, он затрагивает интересы большинства членов общества. Его очень часто называют индексом стоимости жизни. Этот индекс является одним из важнейших показателей, характеризующих темпы инфляции в стране.

Расчеты производятся ежемесячно на базе данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на потребительские товары в розничной торговле, в магазинах, на вещевых и продовольственных рынках, на предприятиях сферы услуг.
Индекс цен производителя (PPI) представляет собой отношение стоимости представительного набора товаров и услуг производственного назначения в текущем году к его стоимости в базисном году.
Индекс цен производителя особое значение имеет для производственных предприятий различных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, предприятий связи и транспорта. В России рассчитываются отдельные индексы цен производителей, в частности индекс цен производителей промышленной продукции, индексы цен на топливно-энергетические ресурсы, на сельскохозяйственную продукцию, в строительстве.


Дефлятор ВВП - индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП.
                    номинальный ВВП
Дефлятор ВВП = -------------------------------- х 100.
                    реальный ВВП
Это более емкий показатель по сравнению с индексом цен производителя или индексом потребительских цен. Он включает цены и потребительских товаров, и товаров производственного назначения. Рыночная корзина, используемая для расчета дефлятора ВВП, включает и продукты питания, и транспорт, и фабричные здания, и услуги парикмахерской, и стоимость образования и т.д.

Дефлятор ВВП используется для определения темпов инфляции за ряд лет.
     Ключевыми понятиями при определении дефлятора ВВП являются номинальный и реальный ВВП.
Номинальный валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведенных в данном году товаров и услуг, выраженная в текущих ценах.
Реальный валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведенных в данном году товаров и услуг, выраженная в постоянных (базисных) ценах.
В действительности ВВП, как правило, увеличивается. Но расширение его стоимостного объема, то есть его рост, происходит как в результате действительного увеличения физического объема произведенных товаров и услуг, так и в результате роста цен. Номинальный ВВП увеличивается, даже если не произошло увеличения физического объема производства по сравнению с прошлым годом.

Это происходит просто из-за роста цен на ту же самую продукцию. Поэтому для определения реального ВВП и реального роста ВВП рассчитывают объем текущего ВВП в постоянных ценах, то есть в ценах базисного года и по структуре производства базисного года.
     Разные индексы цен используются для разных целей макроэкономического анализа, но в целом и индекс потребительских цен, и индекс цен производителей, и дефлятор ВВП показывают примерно сходную картину ценовых изменений.
7.5. Совокупный спрос До сих пор мы обсуждали предмет макроэкономической теории, основные макроэкономические проблемы и макроэкономические показатели. Среди них особое внимание уделили показателю валового внутреннего продукта, национального дохода и индексам цен.

В дальнейшем мы будем использовать эти показатели, знакомясь с макроэкономическими моделями и обсуждая конкретные макроэкономические проблемы России и других стран.
     Основные задачи при изучении макроэкономики состоят в том, чтобы понять важнейшие макроэкономические зависимости и научиться понимать смысл макроэкономической политики правительства. Для начала мы должны сформулировать простейшие макроэкономические модели, объясняющие развитие рыночной экономики в целом.
     В теме 2 мы рассмотрели две базовые макроэкономические модели, модель производственных возможностей и модель экономического кругооборота. Анализируя их, мы выяснили некоторые общие экономические категории и закономерности, например понятие общей экономической эффективности, закон возрастающих альтернативных издержек, функции разных экономических субъектов, принцип равенства доходов, расходов и выпуска в экономике.

  • В разделе курса, посвященном макроэкономике, мы рассмотрим, по крайней мере, еще две макроэкономические модели:
    1. общую модель совокупного спроса - совокупного предложения (модель AD-AS);
    2. стандартную кейнсианскую модель совокупного спроса (модель AD).

В условиях рыночной экономики центральным звеном экономического механизма является конкурентное ценообразование. В этом механизме действуют две важнейшие стороны - спрос и предложение. Ранее, в теме 2, а также в разделе микроэкономики мы уже познакомились с понятиями спроса и предложения, подробно рассмотрели механизм их взаимодействия на микроэкономическом уровне, то есть на уровне отдельных товарных рынков.

Теперь мы перейдем к рассмотрению спроса и предложения на макроэкономическом уровне, другими словами, к анализу совокупного спроса и совокупного предложения.
     Рассматривая совокупный спрос (AD, Aggregate Demand) и совокупное предложение (AS, Aggregate Supply), мы будем опираться на микроэкономическую теорию спроса и предложения. При этом будем использовать так называемые агрегированные экономические показатели, суммированные показатели объемов производства, расходов и доходов. Мы их называли макроэкономическими показателями.

Анализ модели совокупного спроса и совокупного предложения позволит нам понять механизм формирования уровня цен в экономике в целом, объяснить причины его изменений.



Содержание раздела