7.4. Уровень цен и его измерение В рыночной экономике значение цен трудно переоценить. Рыночный хозяйственный механизм - это механизм распределения ресурсов через колебания цен. Объемы всех товаров и услуг измеряются в ценах.
Определение уровня цен в экономике поэтому имеет особое значение. Изменения уровня цен необходимо знать в частности и потому, что при определении масштабов ВВП в данном году мы должны знать не только номинальный объем ВВП, но и реальный объем ВВП. При определении темпов инфляции также необходимо измерять уровень цен и сравнивать их по периодам.
Индекс цен - это отношение совокупности цен определенного набора товаров и услуг в данном периоде к совокупности цен сходного набора товаров и услуг в базовом периоде, умноженное на 100.
стоимость рыночного набора в текущем году
Индекс цен = ---------------------------------------------------------------------------- х 100.
стоимость рыночного набора в базисном году
Рассчитаем, например, индекс цен для потребительского набора, состоящего из двух товаров, - 1 кг яблок и 3 мужских рубашки. В этом году цены на яблоки в связи с хорошим урожаем снизились с 20 до 15 руб. за 1 кг, а цены на рубашки в связи с ростом издержек производства из-за повышения цен на электроэнергию и хлопок выросли с 300 до 400 руб. за рубашку. Стоимость рыночной корзины выросла с 920 руб. в прошлом году, который у нас служит базисным годом, до 1215 руб. в нынешнем году. Разделив стоимость набора в текущем году на стоимость набора в базисном году и умножив на 100, мы получим индекс цен в текущем году. Он будет равен 132: (1215 / 920) х 100 = 132.
Значение индекса цен в базисном периоде всегда равно 100. Если в текущем периоде индекс выше 100, значит, цены выросли. Если индекс ниже 100, значит цены снизились. В нашем примере цены выросли на 32 пункта (%).
Данные для расчета индекса цен по нашему потребительскому набору приводятся в табл. 7.7. В принципе ничего не изменится, если вместо потребительских товаров мы возьмем товары производственного назначения, например цветные металлы, нефть, хлопок, токарный станок.
Таблица 7.7. Расчет индекса цен |
|||
Потребительский набор |
Кол-во |
Цены (руб.) |
|
базисный год |
текущий год |
||
Яблоки |
1 кг. |
20 |
15 |
Мужские рубашки |
3 шт. |
300 |
400 |
Стоимость потребительского набора |
- |
920 |
1215 |
Индекс цен |
- |
100 |
132 |
Индекс потребительских цен (CPI) - это отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем году к его стоимости в базисном году.
Индекс потребительских цен - это наиболее распространенный индекс цен, он затрагивает интересы большинства членов общества. Его очень часто называют индексом стоимости жизни. Этот индекс является одним из важнейших показателей, характеризующих темпы инфляции в стране.
Расчеты производятся ежемесячно на базе данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на потребительские товары в розничной торговле, в магазинах, на вещевых и продовольственных рынках, на предприятиях сферы услуг.
Индекс цен производителя (PPI) представляет собой отношение стоимости представительного набора товаров и услуг производственного назначения в текущем году к его стоимости в базисном году.
Индекс цен производителя особое значение имеет для производственных предприятий различных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, предприятий связи и транспорта. В России рассчитываются отдельные индексы цен производителей, в частности индекс цен производителей промышленной продукции, индексы цен на топливно-энергетические ресурсы, на сельскохозяйственную продукцию, в строительстве.
Дефлятор ВВП используется для определения темпов инфляции за ряд лет.
Ключевыми понятиями при определении дефлятора ВВП являются номинальный и реальный ВВП.
Номинальный валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведенных в данном году товаров и услуг, выраженная в текущих ценах.
Реальный валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведенных в данном году товаров и услуг, выраженная в постоянных (базисных) ценах.
В действительности ВВП, как правило, увеличивается. Но расширение его стоимостного объема, то есть его рост, происходит как в результате действительного увеличения физического объема произведенных товаров и услуг, так и в результате роста цен. Номинальный ВВП увеличивается, даже если не произошло увеличения физического объема производства по сравнению с прошлым годом.
Это происходит просто из-за роста цен на ту же самую продукцию. Поэтому для определения реального ВВП и реального роста ВВП рассчитывают объем текущего ВВП в постоянных ценах, то есть в ценах базисного года и по структуре производства базисного года.
Разные индексы цен используются для разных целей макроэкономического анализа, но в целом и индекс потребительских цен, и индекс цен производителей, и дефлятор ВВП показывают примерно сходную картину ценовых изменений.
7.5. Совокупный спрос До сих пор мы обсуждали предмет макроэкономической теории, основные макроэкономические проблемы и макроэкономические показатели. Среди них особое внимание уделили показателю валового внутреннего продукта, национального дохода и индексам цен.
В дальнейшем мы будем использовать эти показатели, знакомясь с макроэкономическими моделями и обсуждая конкретные макроэкономические проблемы России и других стран.
Основные задачи при изучении макроэкономики состоят в том, чтобы понять важнейшие макроэкономические зависимости и научиться понимать смысл макроэкономической политики правительства. Для начала мы должны сформулировать простейшие макроэкономические модели, объясняющие развитие рыночной экономики в целом.
В теме 2 мы рассмотрели две базовые макроэкономические модели, модель производственных возможностей и модель экономического кругооборота. Анализируя их, мы выяснили некоторые общие экономические категории и закономерности, например понятие общей экономической эффективности, закон возрастающих альтернативных издержек, функции разных экономических субъектов, принцип равенства доходов, расходов и выпуска в экономике.
В условиях рыночной экономики центральным звеном экономического механизма является конкурентное ценообразование. В этом механизме действуют две важнейшие стороны - спрос и предложение. Ранее, в теме 2, а также в разделе микроэкономики мы уже познакомились с понятиями спроса и предложения, подробно рассмотрели механизм их взаимодействия на микроэкономическом уровне, то есть на уровне отдельных товарных рынков.
Теперь мы перейдем к рассмотрению спроса и предложения на макроэкономическом уровне, другими словами, к анализу совокупного спроса и совокупного предложения.
Рассматривая совокупный спрос (AD, Aggregate Demand) и совокупное предложение (AS, Aggregate Supply), мы будем опираться на микроэкономическую теорию спроса и предложения. При этом будем использовать так называемые агрегированные экономические показатели, суммированные показатели объемов производства, расходов и доходов. Мы их называли макроэкономическими показателями.
Анализ модели совокупного спроса и совокупного предложения позволит нам понять механизм формирования уровня цен в экономике в целом, объяснить причины его изменений.