ВВП и его важнейшие показатели


Упорядочение этой информации на счетах с учетом основных экономических концепций и постулатов позволяет обеспечить описание процессов производства товаров и услуг, распределения и перераспределения доходов, использования их на потребление и сбережение, а также накопление капитала, операции с финансовыми активами и др. Главная задача СНС состоит в том, чтобы обеспечить взаимосвязанное описание экономического процесса на макроуровне в единстве его основных аспектов, систематизировать и обобщить наиболее важные показатели, чтобы государство на их основе принимало решения по вопросам формирования экономической политики, предприниматели могли оценивать общее состояние макроэкономической среды, в которой они функционируют и принимают решения, учреждения науки использовали показатели СНС для анализа макроэкономических роблем, разработки экономических моделей описания и прогнозирования экономического процесса.
Основоположником метода национального счетоводства стал Ф. Кенэ. В его работе Экономическая таблица (1758 г.) дан первый макроэкономический баланс.
Основные этапы развития СНС
248
Этапы развития и структура системы национальных счетов
комендации по составлению относительно ограниченного числа взаимосвязанных счетов для экономики в целом — оценка валового внутреннего продукта (ВВП) и его важнейших показателей. Окончание 2-ой мировой войны обусловило необходимость дальнейшей разработки СНС, т.к. органы государственного управления проявили потребность в систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов и основных направлений экономической политики по структурной перестройке военной экономики.
V этап — начало 90-х годов — принятие новой, усовершенствованной СНС: международные стандарты представлены более четкой структурой счетов, корреспондирующей с основными фазами экономического процесса. Заметна большая интеграция традиционных показателей СНС со смежными разделами экономической статистики (показатели активов и пассивов, платежный баланс, показатели статистики государственного бюджета), что вполне закономерно отражает тенденции развития СНС. Перенесен акцент на анализ процессов в рамках институциональных секторов экономики.
В 1992 г. в России была одобрена Государственная программа перехода отечественной статистики на международные стандарты. Центральное место в ней занимает проблема поэтапного перехода от баланса народного хозяйства (БНХ) к системе национальных счетов.
При последовательном введении системы национальных счетов в России учитывался многолетний мировой опыт, рекомендации международных организаций (ООН, ОЭСР, Европейское сообщество, МОТ, ВОЗ, МВФ, ЮНЕСКО, ЮНЭП), позиции по этим вопросам столь известных ученых как Дж. Кейнс, А. Боули, М. Фриш, С. Кузнец, Р. Стоун, В. Леонтьев, О. Оукен и др.
249
Этапы развития и структура системы национальных счетов Современная система национального счетоводства представляет собой международный стандарт оценки основных экономических показателей страны.
Ее составные части — показатели макродинамики: валовой национальный продукт; валовой внутренний продукт; чистый национальный продукт; личный доход; располагаемый доход.
Как показывает мировая практика, внедрение в статистику одновременно всех разделов СНС весьма сложно, поэтому она зависит от ряда факторов, прежде всего от потребностей органов государственного управления в определенной информации для принятия решений по вопросам формирования экономической политики, способности этих органов эффективно использовать информацию, от прогресса в реформировании смежных разделов экономической статистики. Принципы СНС
1. Балансирование доходов и расходов по методу двойной записи.
2. Стоимостная оценка всех товаров и услуг.
3. Раздельный учет на специальных счетах финансовых и перераспределительных потоков.
В основе СНС лежит теория факторов производства, согласно которой в производстве продукта принимают участие не только труд, но и земля, и предпринимательская деятельность. Поэтому СНС охватывает все стороны экономики — материальное и нематериальное производство, финансовые потоки и движение ресурсов.


Центральное место в СНС занимает показатель валовой национальный продукт (ВНП), который по натуральной форме представлен совокупностью конечных товаров и услуг, произведенных в обществе за год, а в стоимостной форме отражает их совокупную рыночную стоимость.
Основу национальных счетов для экономики в целом составляют шесть счетов:
счет благ, услуг и производства;
счет дохода и потребления;
счет накопления;
счет создания стоимости вне производства (переоценки);
открывающий баланс; 250
Этапы развития и структура системы национальных счетов
• закрывающий баланс.
Между основными показателями сводных национальных счетов имеет место связь в виде равенства. Так, чистый отечественный продукт по ценам производителя плюс чистые факторные доходы из-за рубежа равны чистому национальному продукту по ценам производителя, и равны также национальному доходу.
В целом, национальные счета представляют собой систему показателей с высоким уровнем детализации внутренней структуры и, в сочетании с соответствующей орKанизацией сбора и обработки, основой для проведения макроэкономических расчетов и принятия решений на макро-, мезо- и мегауровне.
1SS
Резидентные и нерезидентные институциональные единицы в макроэкономике
В качестве базовой единицы учета в СНС используется понятие институциональной единицы, под которой понимается экономическая единица, обладающая единством поведения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бухгалтерской отчетности и является юридическим лицом.
Национальная экономика выступает как совокупность всех национальных единиц — резидентов, к числу которых относятся экономические единицы, которые функционируют на данной территории более года. В число резидентов включают территориальные анклавы - посольства, научные и военные базы, размещенные в других странах.
Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) - находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.
Различные стороны экономической деятельности в совокупности институциональных единиц-резидентов представлены в виде институционных секторов. Обычно в СНС выделяют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю.
Первую категорию (сектор) составляют нефинансовые предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в основном за счет ресурсов из выручки от продаж. Сюда также относятся квазипредприятия, которые производят материальные блага и услуги, ведут бухгалтерский учет в полном объеме, но не обладают юридической самостоятельностью.
Домашние хозяйства относятся ко второй категории и составляют самостоятельный сектор. Основная функция этих единиц-резидентов — потребление, хотя здесь имеет место и некоторая производственная деятельность, организованная в форме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отдельно от домашнего хозяйства владельца предприятия. Основные ресурсы домашних хозяйств формируются из заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов других секторов и
252
Резидентные и нерезидентные институциональные единицы...
продажи благ и услуг, произведенных индивидуальными предприятиями.
Категория администрации или сектор государственных учреждений, а по терминологии СНС ООН сектор производителей государственных услуг, включает институционные единицы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределени национального дохода и национального богатства. Различают 45 типов администрации, в том числе центральное правительство, местные власти, социальное страхование.

Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно (например, в виде общественных субсидий).
Сектор финансовых учреждений охватывает институционные единицы, которые осуществляют финансовые операции. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств (денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долгосрочные государственные фонды и другие).



Содержание раздела