Прекращение инфляции требует сбалансированного бюджета.


И не только люмпенских. Вообще значительной части населения нашей страны присущи патернализм («государство должно все обеспе чип») и эгалитаризм (уравнительность) в его экономическом мышлении.
543
Социально-политический аспект макростабилизации связан с тем, что любое правительство не сможет избежать непопулярных мер в ходе достижения бюджетной сбалансированности как важного фактора ограничения темпов
инфляции.
В процессе стабилизации, наряду с рассмотренными мерами, необходимо и постоянно наблюдать за макроэкономическим спросом (совокупным спросом).
Регулирование спроса на макроуровне в переходный период состоит в политике жестких денежных ограничений. Одним из главных методов проведения подобной политики является установление высоких процентных ставок на заемные средства. При проведении этой политики важно учитывать ее последствия, выражающиеся в возрастающей неплатежеспособности предприятий и вынужденном административном установлении предела роста заработной платы на государственных предприятиях.

Выйти за установленный предел повышения заработной платы государственные предприятия могут лишь сменив нынешнюю форму собственности на частную.
В процессе проведения «стабилизационной хирургии» необходимо наряду с вышеперечисленными мерами добиться:
введения единого обменного курса валюты;
введения конвертируемости национальной валюты. Центральный банк будет свободно менять национальную валюту на любую конвертируемую валюту всем физическим и юридическим лицам;
либерализации всей внешнеторговой деятельности, независимо от форм собственности.
Перед введением конвертируемости валюты среди прочих условий необходимо соблюсти два основополагающих. Одним из них является осуществление жесткого контроля спроса на конвертируемую валюту со стороны предприятий госсектора. Здесь должна сыграть свою роль жесткая денежная политика (высокие процентные ставки на кредиты).
Другим условием, предваряющим конвертируемость, является наличие государственных резервов конвертируемой валюты.
Осуществление мер по установлению единого курса, введению конвертируемости валюты и либерализации внешней торговли способствует установлению внешнего и
544
внутреннего равновесия экономики, а следовательно, положительно влияет на объем и качество выпускаемой продукции.
Меры по макроэкономической стабилизации, если проводить их разновременно, некомплексно, способны принести больше экономического вреда, чем пользы. Например, либерализация цен без сочетания с жесткой кредитно-денежной политикой способна вовлечь общество в спираль гиперинфляции с ее последующим разрушительным эффектом.
Все предпринимавшиеся до сих пор в нашей стране попытки рыночных реформ в виде непоследовательных, инертных, половинчатых мер, определяемых экономической некомпетентностью, идеологической зашоренностью, склонностью к политическому лавированию «архитекторов реформ», были обречены на провал.
Сущностью макроэкономической стабилизации является взаимозависимость всех проводимых мер. «Прекращение инфляции требует сбалансированного бюджета. Сбалансированность бюджета, в свою очередь, может быть достигнута только на основе новой налоговой системы. Бюджет нельзя сбалансировать при разгуле инфляции, так как доходы, более подверженные влиянию инфляции, чем расходы, всегда оказываются меньше.
Прекращение дотирования убыточных предприятий связано с введением новой системы налогов, а также с возможностью определения рентабельности предприятий на основе рыночных цен равновесия. Настоящие рыночные цены не могут, однако, возникнуть в условиях ускоряющейся инфляции. Частичные изменения цен сами по себе только подхлестывают инфляционную спираль. Список этих взаимосвязанных проблем можно было бы продолжить.

Все они, вместе взятые, дают экономическое обоснование необходимости проведения операции сразу одним ударом» (Корнай Я. Путь к свободной экономике. M., 1990. С. 104).
§ 4. Роль государства в формировании рыночных структур
В переходный период необходимо по-новому осмыслить роль государства в экономике. Здесь очевидно лишь то, что прямое вмешательство государства в экономическую сферу


18
545
должно постепенно дополняться и заменяться косвенным регулированием. В самом деле, вовсе не обязательно, например, доводить плановые задания до каждого малого и большого предприятия. Напротив, наделив полномочиями администрацию и остальной коллектив предприятия, дав им самостоятельный статус, государство тем самым освобождает руки для организации присущей ему деятельности определения стратегии развития.
Короче говоря, государство в условиях рыночной экономики призвано играть иную роль, нежели в условиях командно-административной системы. Подчеркнем: не меньшую, а именно иную, может быть, даже большую, чтобы его граждане, будь то отдельные предприниматели или трудовые коллективы, почувствовали бы вкус к самостоятельности и ответственности в процессе принятия решений, освободились бы от страха перед всезнающими и везде проникающими органами государственной машины. Усиление роли государства видится в том, что оно, разрабатывая новые законы, должно поставить всех граждан в равное перед ними положение.

Именно в этом залог процветания и могущества демократического государства.
На этой основе государство может осуществлять самую разнообразную, полезную для общества деятельность, используя для этого различные свои функции, среди которых можно выделить законотворческую, предпринимательскую и международную.
Государство и законодательная власть. Законотворческая функция государства предполагает разработку содержания и механизма реализации законов, способствующих нормальной жизнедеятельности общества.
Тщательно отработанное законодательство мощный регулятор рынка. Он устанавливает «правила игры» на рынке, что превращает рынок из дикого в цивилизованный, основанный не только на взаимовыгодном обмене, но и на соблюдении правовых правил экономически более слабой стороны обычного гражданина, потребителя, мелкого производителя и т. п.
Правовое регулирование в нормально функционирующем рыночном хозяйстве включает:
антимонопольное (антитрестовское) законодательство; законодательство о собственности (особо важно об иностранных инвестициях);
законодательство о сделках, договорах и обязательствах;
546
законодательство о защите потребителя и ответственности перед ним;
налоговое законодательство;
законодательство о труде и социальной защищенности определенных групп населения;
законодательство об охране природы (в связи с производственной деятельностью) и ряд других видов.
Остановимся более подробно на проблемах антимонопольного регулирования и законодательства о собственности.
В нормальной рыночной экономике практически все предприятия конкурируют друг с другом. Поэтому в переходном периоде важно создать необходимые предпосылки для появления конкуренции. Во-первых, должны появиться законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков.

В-третьих, должны быть открыты внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны появиться законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения или соглашения относительно цен.
Новые законы России более или менее адекватны особенностям нынешнего этапа развития общества. В них заложены необходимые элементы для возрождения трудового потенциала страны, народа. Например, Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» в отличие от старых подходов провозглашает равенство всех форм собственности, не отдавая приоритета государственной.
Развитием и обеспечением основных положений и идей Закона «О собственности в РСФСР» служит Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Этот Закон возрождает понятие предпринимательства как вида человеческой деятельности. Закон подчеркивает, что перед ним равны все организационно-правовые формы предприятий (вне зависимости от формы собственности, включая частную). Кроме того, Закон предоставляет предприятиям полную свободу в вопросах планирования, самого процесса производства, реализации продукции и ценообразования, формирования финансовых ресурсов и внешнеэкономической деятельности.

Упрощается порядок регистрации предприятий, который из разрешительного стал регистрационным.
18*
547
Вместе с тем в переходный период преобразование видов деятельности предприятий на основе новых форм собственности происходит не так быстро и гладко, как это выглядит порой в законах или постановлениях. В нашем случае собственник практически всех российских предприятий государство. Видимо, в ближайшие несколько лет сколько-нибудь существенное изменение пропорций между государственным сектором и новыми структурами экономики вряд ли произойдет.

Но это вовсе не означает, что переломить ход событий в сторону положительных сдвигов никак нельзя. Напротив, опираясь на уже существующий опыт прямой государственной поддержки производственных кооперативов или государственных предприятий с использованием стимулов рыночной экономики (снятие ограничений на фонд заработной платы, льготное кредитование с одновременным ростом ответственности и т.



Содержание раздела