Как возникают внешние эффекты?


С производством и потреблением общественных благ связана проблема реализации бюджетного федерализма. Очевидно, что государство выделяет регионам и даже отдельным организациям средства, мобилизуемые в общественном масштабе, и определяет пути их использования. Однако это является бюджетной децентрализацией в полном смысле.

Бюджетный федерализм предполагает хотя бы некоторую долю самостоятельности не только в определении потребностей в общественных благах, но и в изыскании ресурсов для их удовлетворения.

Концепция бюджетного федерализма является эффективной, если децентрализованно принимаются решения, относящиеся к поставке тех общественных благ, выгоды от которых в основном локализуются на данной территории. Как возникают внешние эффекты?
Внешние эффекты (экстерналии) — это влияние действий экономических субъектов, участвующих в какой-то сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в данной сделке. Экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, а, следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике. Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.
Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).
MSC=MPC+MEC, где MSC — предельные общественные издержки, МРС — предельные частные издержки, МЕС — предельные внешние издержки.
Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента сопровождается издержками других.
MSC=MPC+MEC S=MPC
МЕС
Отрицательный внешний эффект
d=msb
Q, Q, Q"
Первоначально равновесие устанавливается в точке, где предложение (предельные частные издержки) равны спросу (предельным социальным выгодам), т.е. МРС= MSB. Если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, то эффективный объем выпуска сократился бы до Q2.
Из графика видно, что при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объемом производства, т.е. существует проблема перепроизводства товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
217
Как возникают внешние эффекты?
Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.
MSB^MPB+MEB, где MSB — предельные общественные выгоды, МРВ - предельные частные выгоды, МЕВ — предельные внешние выгоды.
Развитие образования представляет собой пример положительного внешнего эффекта. Как правило, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объемом производства, т.е. имеет место недопроизводство товаров с положительным внешним эффектом. Для того, чтобы восполнить это недопроизводство, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.

С этой целью государство вводит корректирующую субсидию.
Вплоть до середины XX в. наиболее известными и популярными способами решения проблемы внешних эффектов были интернализация и налогообложение.
Интернализация внешнего эффекта достигается объединением предприятий, производящих благо X. В этом случае частные предельные затраты (МРСх) становятся равными
Как возникают внешние эффекты?
Р.С
MSCx = МРСх+ MfcCx
МРСх
Интернализация
внешнего эффекта
налогом Лигу
общественным предельным затратам, MSCx, в подразделении, производящем X. Сократив его выпуск с Q'x до Q*x, объединенное предприятие уменьшит внешние затраты на величину, равную сумме площадей треугольников С и D, а часть их, равную площади В, интернализует, включив ее в свои частные затраты. Это вполне приемлемое решение проблемы внешних эффектов, если, конечно, объединение двух предприятий не вызовет снижения эффективности управления
218
ими. Возможная неэффективность от масштаба ставит известные пределы такому способу решения проблемы.
Другой способ решения проблемы внешних эффектов заключается в установлении налога на каждую единицу продукции, ыпускаемой предприятием, генерирующим отрицательные внешние эффекты. Налог такого типа получил название налог Пигу, по имени предложившего его английского экономиста А. Пигу. Правительство, — считал Пигу, — в состоянии сократить разрыв между соответствующими (частным и общественным) продуктами в той или иной сфере, оказывая инвестированию средств в этой сфере особую поддержку или накладывая на него особые ограничения.



Самыми важными формами оказания этой поддержки и наложения ограничений служат, разумеется, субсидии и соответственно налоги.
Ставка налога Пигу устанавливается в сумме, равной внешним затратам при общественно оптимальном объеме выпуска, т.е tx = MECx(Q*x). Введение такого налога, как показано на рис. 3, ведет к сдвигу вверх на величину tx кривой предельных частных затрат МРСх, так что теперь им будет соответствовать прерывистая линия (МРСх + t^).

Она пересечет линию конкурентной цены Рх в точке *, т. е там же, где цена уравнивается с предельными общественными затратами. Теперь затраты предприятия, генерирующего отрицательный внешний эффект, будут складываться из затрат на оплату применяемых факторов производства и налоговых выплат.

Налог Пигу побудит эти предприятия учитывать внешние затраты и ограничить прибылемаксимизирующий выпуск общественно оптимальным уровнем.
р.с
MSCx = МРСх + МЕСх
Частные и общественные предельные затраты
059
г Поиск ренты
Крупным достижением в теории общественного выбора стала начатая в 1974г. Анной Крюгер разработка теории ренты. Поиск ренты — это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек.

Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.
Иерархическая структура государственного аппарата строится по тем же принципам, что и структура крупных корпораций. Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществами организационной структуры частных фирм. Причинами служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная конкуренция, большая самостоятельUость бюрократии. Поэтому представители теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства.

Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду от государственных программ.

По их мнению, демократичным является опосредованное рынком преобразование общественных товаров и услуг в экономические блага.
Условием эффективной борьбы с бюрократией они считают приватизацию, его содержанием — развитие мягкой инфраструктуры, а конечной целью — создание конституционной экономики. Введенное У. Нисканеном понятие мягкая инфраструктура означает увеличение экономических прав человека (укрепление прав собственности, честность и ответственность за выполнение контрактов, терпимость к инакомыслию, гарантии прав меньшинства и т.п.) и ограничение сфер деятельности государства.
220
Г Трансакционные издержки и теорема Коуза
Трансакционные, или операционные, издержки (transaction costs) — это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 30-е годы Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение. Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:
1) издержки поиска информации, связанные с асимметричностью информации, поиском производителей или потребителей;
2) издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
3) издержки измерения (возможны ошибки);
4) издержки спецификации и защиты прав собственности (особенно если нет надежной защиты);
5) издержки оппортунистического поведения, поскольку поведение сторон после заключения контракта трудно предсказать.
Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачиваются дополнительными расходами, связанными с покупкой товарам по ценам выше равновесных (или продажей ниже равновесных); с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.
Издержки ведения переговоров и заключение контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.



Содержание раздела