Государственный бюджет


Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития/и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.

Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольность в их использовании. Значительное место среди расходов приходится на так 410
Государственный бюджет
называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия для целей смягчения социальной дифференциации, обеспечения доступа к получению квалификации, достойного медицинского обслуживания, гарантированного пенсионного обеспечения.
Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.
Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен. В развитых странах, например, в США, государство выплачивает премии фермерам на сокращение производства зерна и некоторых других видов сельхозпродукции.

В переходной экономике России аграрные субсидии государства направлены на поддержание фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту.
Значительное место в бюджетных расходах занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления. Определенное место в расходных статьях бюджета приходится на расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.
Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты. Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.
411
)OS
Государственный бюджет
Доходы государственного бюджета на 85 % формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, поступлений от приватизации собственности и т.д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5 % от ВВП.

В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит. Когда же доходная часть превышает расходную, говорят о бюджетном профиците. Образовавшийся остаток доходов правительство может использовать на непредусмотренные программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года).
Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет использования следующих средств: внутренних государственных займов, внешних государственных займов, займов у внебюджетных фондов, эмиссии денег.
К последнему средству государства прибегают крайне редко, поскольку последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию. А она, в свою очередь, подрывает стимулы долгосрочных инвестиций, ведет к проеданию оборотного капитала и амортизации, раскручивает спираль цена - заработная плата, обесценивает сбережения населения. Поэтому в целях сохранения экономической и социальной стабильности правительства избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого во многих странах в системе рыночной экономики выстраивается специальный блок — предохранитель, каковым является независимость национального эмиссионного (Центрального банка) от исполнительной власти.



В условиях экономической неустойчивости и бюджетного дефицита он не обязан финансировать правительство.

Такая стабилизационная функция ЦБ обычно фиксируется в Конституции или специальном Законе.
Внутренние и внешние заимствования государства для целей покрытия дефицита государственного бюджета образуют государственный долг. Кроме самих займов в состав государственного долга включаются также процентные выплаты по нему или расходы по обслуживанию государственного долга.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину 412
Государственный бюджет
задолженности государства своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашаемых долговых обязательств. Внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств.
Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем: 1)рефинансирования — выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов; 2) конверсии — изменения условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращения его в долгосрочные иностранные инвестици; 3) консолидации — изменения условий займа, связанного с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.
Особенно остро проблема бюджетного дефицита и государственного долга стоит в условиях переходной экономики. В таком состоянии преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, на обеспечение устойчивости всех отраслей народного хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.
Кроме дефицита государственного бюджета и государственного долга важной проблемой является выработка концепции использования государством бюджета. На протяжении многих десятилетий господствовала концепция нейтрального бюджета. Она привязывала всю бюджетную политику государства к обеспечению сбалансированности бюджета и предусматривала нейтральное отношение к ходу воспроизводственного процесса.

То есть бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

Такая политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки: а) ограничивала размах экономических операций; б) снижала эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменения экономической обстановки; в) сокращала государственные расходы в период спада, что увеличивало вероятность депрессии, а в фазе подъема вело к перегреву экономики.
Впервые признание за бюджетными инструментами помимо финансовых функций стабилизации экономики появилось в исследованиях Дж.М.Кейнса. Его концепция основана на идее функциональных финансов, согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включа-
413
Государственный бюджет
ют как финансовую, так и экономическую сторону дела. Главное при этом — сбалансированность экономики. Достижение макроэкономикой стабильности может сопровождаться как профицитом, так и возрастанием бюджетного дефицита.

Согласно концепции функциональных финансов, решение проблемы дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности.
Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория экономики предложения в 80-90-е гг., превратили концепцию функциональных финансов в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах.
.7*
3.14. Налоговая система
г Принципы налогообложения и виды налогов
Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.
С юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой — субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Используя фискальную функцию, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода.

Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на заинтересованность предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг.



Содержание раздела