Трансферты называют автоматическими стабилизаторами.


Трансферты растут в ходе рецессии и снижаются в ходе подъемов вследствие функционирования обычных социальных программ. В ходе рецессии растут пособия, резко увеличивается число пособий по безработице, часть людей старшего возраста уходит на пенсию по старости и т. д. Главное в том, что доходы людей, страдающих от рецессии, не падают до нуля, как это было, например, в 30-е гг., а снижаются до достаточно высоких уровней многочисленных видов социальных трансфертов, что амортизирует рецессионное снижение доходов и стабилизирует макроэкономическую динамику. Такие трансферты называют автоматическими стабилизаторами.
Как и трансферты, налоги тоже чувствительны к изменениям в уровнях макроэкономической активности. Например, в США в течение последних 30 лет эластичность налоговых поступлений (изменение Т, деленное на 1% изменения ВНП) составляла 1,8. Такая высокая чувствительность объясняется рядом факторов. Во-первых, прибыль корпораций колеблется очень сильно, и вместе с ней колеблется размер собираемого налога на эту прибыль. Во-вторых, вследствие снижения объема продаж снижаются налоги на продажи.

В-третьих, снижение индивидуальных доходов происходит в форме перемещения значительной массы налогоплательщиков в более низкие доходные интервалы, с которых в соответствии с прогрессивной шкалой берутся более низкие налоги. Вследствие всех этих причин средняя налоговая ставка снижается во время рецессии и растет в периоды подъемов.
Трансферты и налоги воздействуют на AD через изменения в располагаемом личном доходе (YD). Многочисленные исследования по большой группе развитых стран показали, что YD меняется не более чем на 40% по отношению к изменениям в ВНП (Y). Остальные 60% перекрываются действием автоматических стабилизаторов и дискреционной политикой.

Дискреционная фискальная политика сознательный выбор правительством налогов и расходов для достижения целей макроэкономической стабилизации и социальных задач.
Вопрос о бюджетном дефиците почти всегда является политическим вопросом. Это происходит в силу ряда причин. Во-первых, дефицит часть общей статистической картины экономики, в которой отражается поведение многих макроэкономических переменных.

Он как верхушка айсберга. В простейшем виде бюджетный дефицит разница между бюджетными расходами и доходами, которая должна покрываться (финансироваться) либо выпуском государственных ценных бумаг, либо эмиссией денег. Поэтому макроэкономическое воздействие дефицита должно анализироваться через рассмотрение воздействия бюджетных доходов, расходов, государственных ценных бумаг и денежной массы.
Обычно в ходе цикла бюджетный дефицит нарастает в периоды рецессии, когда экономика действует на уровне ниже потенциала, и снижается (либо исчезает) в периоды подъемов, когда экономика действует выше потенциала, так как в периоды рецессии расходы растут, а доходы снижаются, но в периоды подъемов расходы относительно снижаются, а доходы увеличиваются. В обоих случаях речь идет о циклическом дефиците. Но если экономика действует на уровне потенциала, то что за бюджетный дефицит возможен на этой стадии?
Для ответа на данный вопрос экономисты создали концепцию дефицита при полной занятости дефицита, который возникает, когда экономика действует на уровне полной занятости, т. е. при естественной норме безработицы. Этот дефицит «очищен» от циклических значений дефицита (излишка). Он получается на основе расчетов функций реакции для бюджетных расходов и доходов и определения тех уровней расходов и доходов, которые соответствуют потенциальному ВНП.

В последние два десятилетия бюджетный дефицит при полной занятости стали называть структурным дефицитом, а разницу между фактическим и структурным дефицитом циклическим дефицитом.
Теперь мы вновь возвращаемся к взаимосвязи бюджетного дефицита и процентных ставок, поскольку эта связь имеет важное значение для понимания роли государства в изменениях совокупного спроса. Рост дефицита, вызванный либо увеличением расходов, либо снижением налогов, приведет к росту процентных ставок. Реальная картина последних 30 лет во многих странах была такова, что в кратковременные периоды реальная ставка процента падала, когда дефицит нарастал, и наоборот. Это точно соответствует циклическим закономерностям поведения дефицита.



Дефицит возникает или растет в период рецессии (спада), когда по многим причинам низка и ставка процента (все мотивы спроса на деньги ослаблены).
Ключевые слова и понятия

  • Автоматические стабилизаторы
  • Автоматическая фискальная политика
  • Акцизы
  • Валовые налоговые поступления
  • Государственные расходы
  • Дискреционная фискальная политика
  • Единовременные налоги
  • Излишнее налоговое бремя
  • Косвенные налоги
  • Мультипликатор автоматических расходов
  • Налог на имущество
  • Налог на продажи
  • Налог на фонд заработной платы
  • Налоговая функция
  • Налоговые утечки
  • Нейтральный налог
  • Подушный налог
  • Предельная налоговая ставка
  • Предельная склонность к налоговому изъятию
  • Прогрессивный налог
  • Пролонгация долга
  • Пропорциональный налог
  • Прямые налоги
  • Равенство Рикардо
  • Регрессивный налог
  • Средняя налоговая ставка
  • Структурный дефицит
  • Фискальная политика
  • Функция реакции, или правило политики
  • Чистые налоговые поступления
  • Чистые потери
  • Циклический дефицит

ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Валовые государственные расходы включают покупку товаров и услуг, а также трансферты, в состав которых входят как социальные трансферты и субсидии, так и выплаты процентов по государственному долгу. Доходы государства включают налоги и доходы от госсектора. Фискальная политика является, по существу, управлением государственным бюджетом с целью достижения макроэкономических и макросоциальных целей правительства.
  2. Государство (власти) обеспечивает население общественными благами, которые никого не исключают из процесса их потребления и за которые никто не конкурирует. Государство обеспечивает социальные гарантии населению. G расходы на госзакупки товаров и услуг. Величина G определяется политическими решениями.
  3. Налоги главный источник доходов властей. Валовые налоговые поступления (Tg) включают доходы от сбора налогов всеми уровнями властей. Чистые налоговые поступления (T) равны Tg за вычетом трансфертов. Трансферты отрицательные налоги. Т зависят от уровня совокупного дохода. Налоговая функция описывает связь между T и Y. Постоянный наклон функции мы называем предельной склонностью к налоговому изъятию.
  4. G элемент AD. Когда G растут, растет AD, но одновременно снижается С. При ряде общепринятых допущений равновесный уровень Y определяется из условия равновесия. Равновесный уровень Y равен мультипликатору автономных расходов, умноженному на величину автономных расходов. Налоги снижают величину мультипликатора расходов.
  5. Предельная налоговая ставка дополнительная налоговая ответственность, деленная на дополнительный доход. Средняя налоговая ставка вся налоговая ответственность, деленная на весь облагаемый доход. Налоги на продажи и акцизы косвенные налоги. Помимо налогов, источниками бюджетных ресурсов являются платные услуги властей и займы. Пролонгация госдолга заимствование новых фондов для оплаты государственных ценных бумаг.
  6. При отсутствии ограничений на заимствования изменение в выборе времени для изъятия налогов при неизменности G не воздействует на объем национальных S. Это утверждение ведет к выводу о том, что бюджетный дефицит, вызванный снижением текущих налогов, не влияет на макроэкономическую ситуацию (равенство Рикардо).
  7. Нейтральные налоги те налоги, которые не подрывают структуру С, производство в фирмах, не стимулируют уклонения от налогов. Идеальной формой нейтрального налога является подушный налог. Излишнее налоговое бремя создает чистые социальные потери. Оно угнетает экономическую деятельность, снижает ее объем, что ведет к подрыву налоговой базы.

Правило политики (функция реакции) реакция государственного сектора на экономические колебания. Автоматическая фискальная политика связана с действием автоматических стабилизаторов. Дискреционная фискальная политика связана с сознательным выбором властями налогов и расходов для достижения целей макрополитики.

Бюджетный дефицит, существующий, когда Y = Yp, называется структурным дефицитом. Разница между фактическим и структурным дефицитом рассматривается как циклический дефицит.



Содержание раздела